Обзор фильма «Доктор Стрэндж»: шаблонный сюжет, «верховный маг земли» и Дормамму

Фильм «Доктор Стрэндж» (2016). Кадры

«– Скажи, ты кто?
– Иной.
– Какой такой иной?
– Маг. Не волнуйся – Светлый маг.
– Ты возмужал, Гарри Поттер… – сказал Лас. – Ну и дела. А может, я сошел с ума?»

(Лукьяненко Сергей Васильевич. Сумеречный дозор. История третья. Ничья сила. Глава 5. С.224)

«Все мы дети массовой культуры. Все мы верим в ее штампы».
(Лукьяненко Сергей Васильевич. Последний дозор. Часть 1. Общее дело. Глава 4. С.49)

Про Чеширского Кота и его знаменитую улыбку мне впервые рассказал папа. Это было очень давно, лет сорок пять назад. В то время книжка Льюиса Кэрролла в СССР уже вышла, но купить ее в провинции было просто нереально. Советский мультфильм об Алисе еще не появился, а буржуйские экранизации в отечественном прокате не шли.

Папа, конечно же, не читал и не смотрел «Алису в Стране чудес», а о Чеширском Коте и его улыбке узнал из какого-то научно-популярного журнала, где упоминали эту самую улыбку в качестве образчика нестандартного мышления.

Я потом долго не мог понять парадоксальную, на первый взгляд, ситуацию: кот, видите ли, исчезает, а улыбка остаётся. И существует отдельно, сама по себе, влияя на окружающее самим фактом своего существования.

А потом я вырос и понял, что такое случается на каждом шагу. Правда, не с котами, а с книгами и фильмами. Как? Ну, например, создаются некие произведения, пустенькие, но увлекательные. И сюжеты закручены на посылке, которая не является основной темой книги или фильма, просто служит, так сказать, общим идейным фоном. К примеру, вереницами пишутся романчики или снимаются детективчики, комедии и мелодрамки, в которых чернокожие американцы — славные ребята, евреи — все сплошь умные, добрые и несчастные, гомосексуалисты — верные, кроткие и чувствительные, секс в подростковом возрасте — обязательный фактор успешного развития личности и т.д. и т.п.

Потребитель знакомится с произведениями. Его не волнуют душевные свойства американских негров, евреев и гомосексуалистов; о подростковом сексе он уже и думать забыл. Он просто увлечен сюжетом или внешними деталями, а на все остальное попросту не обращает внимания.

Поскольку произведение сугубо развлекательное и думать не заставляет, через какое-то незначительное время оно мало-помалу вымывается из памяти. Спроси читателя или зрителя о книге (фильме) спустя год и получишь примерно такой ответ: «Да, читал (смотрел)… Не помню толком, но вроде неплохо. Один раз прочесть (посмотреть) можно…» О подобных книгах и фильмах как-то не принято говорить всерьез: развлекаловка, да и только…

Улыбка Чеширского Кота. Картинки

Кадр из мультфильма «Алиса в Стране чудес» (СССР, 1981)

Вот вам и Чеширский Кот, который должен исчезнуть. А его улыбка — это та самая идея, положенная в основу произведения, все эти славные негры, несчастные евреи, великодушные геи, подростковый секс… Таково свойство человеческого восприятия: штампы, курсирующие из книги в книгу, из фильма в фильм, внедряются в подсознание помимо нашей воли и в дальнейшем воспринимаются как нечто общеизвестное и общепринятое. И при этом они начинают создавать вокруг себя соответствующую мировоззренческую среду, влияющую на наше социальное поведение. Подобно компьютерным вирусам. Спроси потом человека, почему он, к примеру, считает чернокожих американцев славными, в целом, ребятами. При том, что один такой растлил малолетнюю сестру этого человека, другой ограбил на днях в подворотне его самого, а третий подарил чек героина его школьнику-сыну. В ответ ты услышишь, что подобные вопросы неуместны, что белых негодяев тоже хватает и что мы не расисты.

Я не говорю, что славных американских негров не бывает в природе, не поймите меня превратно: я ведь тоже смотрел «Зеленую милю», хех. Но я говорю не о темнокожих американцах; я говорю о том, как воздействует на наше мировоззрение массовая культура.

Благодаря тому, что «Чеширский Кот» (то есть источник посылки, внедренной в разум) вовремя растворился в воздухе, пострадавший начинает воспринимать «улыбку Кота» (внедренную в подсознание посылку) как свою собственную. И оттого теряет всякий шанс отторгнуть формируемый мировоззренческий стереотип даже под давлением противоречащих ему фактов.

На языке соответствующих специалистов подобное точечное воздействие на психику именуется информационной инъекцией. Информационные инъекции производятся не только через книги и фильмы. Вариантов много. Но есть общий признак: источник посылки должен отделиться от самой посылки, чтобы получатель не смог в какой-то момент их идентифицировать и осознать, насколько сомнителен источник его убеждений. Иными словами, если бы Кот не растворился в воздухе, кто бы воспринял всерьез его улыбку?

Мне постоянно задают примерно один и тот же вопрос: зачем нам знать, какая там идея таится за увлекательным и красочным экшеном, можно ведь просто получить удовольствие, ни о чем не задумываясь. Ответ прост: противостоять суггестивному воздействию информационной инъекции можно только при условии, что скрытая посылка обнаружена и подвергнута рациональному осмыслению. Развлекаться можно, но, для того, чтобы не уподобиться в итоге переглюченному дивайсу, нужно как-то контролировать поступающую в мозг информацию и отфильтровывать враждебные посылки. То есть установить в мозг антивирусную программу.

Мои рассказы о том, какие идеи кроются за тем или иным занимательным сюжетом, преследуют двоякую цель: во-первых, по возможности, ослабить последствия хотя бы некоторых зловредных инъекций, а во-вторых и в-главных, постараться научить моих читателей в дальнейшем такие инъекции отслеживать самостоятельно.

Это присказка. Теперь перейдем к сказке.

Логотип Марвел в фильме «Доктор Стрэндж». Картинки

В качестве Чеширского Кота я на сей раз предлагаю новое изделие кинокомпании «Marvel Studios» (уже четырнадцатое по счету!) под названием «Доктор Стрэндж». Коротко говоря, сюжет фильма состоит в том, что очень успешный и очень самолюбивый нейрохирург Стивен Винсент Стрэндж попал в аварию, сделавшую его инвалидом; нашел себя в магии и в качестве мага был втянут в борьбу, разгоревшуюся вокруг очередной попытки проникнуть в наш мир, предпринятой некоей пугающей и могущественная сущностью, именуемой в фильме Дормамму.

Разбор свой я начну с того, что фильм, как ни странно, провозглашает сразу две совершенно бесспорных истины. Первая из них состоит в том, что для изменения внешних обстоятельств жизни необходимо сначала радикально измениться внутренне. Именно такой совет получает главный герой от некоего Джонатана Пэнгборна, который смог полностью восстановиться после, казалось бы, безнадежной травмы позвоночника.

Вторая заключается в том, что внутренние изменения становятся возможны лишь после того, как человек перестаёт воспринимать себя пупом земли. Эта мысль озвучивается, когда герой, после некоторых лишений и искусов, попадает в школу магии.

В Христианстве эти истины прозвучали бы так: необходимо покаяние и упование на Бога. Но создатели фильма менее всего озабочены проповедью Христианства, а потому, вместо труда, молитвы и принятия Святых Христовых Тайн, они предлагают главному герою рисовать пальцем узоры на воздухе и именуют эту странную забаву магией.

Если провести опрос среди разных слоев русских потребителей массовой культуры, подавляющее большинство заявят, что никакой магии в реальной жизни не существует. При этом они будут считать себя вполне православными людьми. Так вот, в отличие от этих «православных», Священное Писание магию знает, как вполне реальное проявление силы бесовской. Тут можно вспомнить Симона-волхва, «который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями» (Деяния святых Апостолов 8:9-11).

А была еще и «служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим» (Деяния святых Апостолов 16:16).

Если же обратиться к делам древним, на ум сразу же приходит публичный афронт, который потерпели чародеи египетские со стороны силы Божией, действовавшей через Аарона:

«И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Тора. Пятикнижие Моисеево. Книга Исход. Глава 7. Стихи 10-12).

Иными словами, неверие в реальность магических практик — это, по сути, недоверие к Священному Писанию, или дремучее невежество. И это недоверие, это невежество — первая (но не единственная) «улыбка», оставляемая нашим Чеширским Котом, как, впрочем, и немалым числом его предшественников. Множество книг и фильмов с сюжетом, построенным на применении магии, представляют зрителю заведомо сказочные интерпретации магических практик. Таков и фильм «Дневной дозор»; такова и вся эпопея о Гарри Поттере, равно как и множество других книг, фильмов и сериалов.

Теперь давайте разберемся, в чем состоит главная ложь создателей киноленты «Доктор Стрэндж».

«Мы переписываем исходный код вселенной» — говорит Стивену Стрэнджу при первом посещении магической школы Древний учитель (женщина-маг, роль которой исполняет актриса Тильда Суинтон). Чародеи в этом фильме то и дело перекраивают реальность. Свертка пространства и игры со временем для них — чуть ли не рутина. Все это очень зрелищно на большом экране, но не имеет к действительности никакого отношения.

Бенедикт Камбербэтч в роли доктора Стрэнджа. Фото

Магия не в состоянии хоть как-то влиять на исходники мироздания. Не родился и никогда не родится тот хакер, которому удалось бы похозяйничать в скриптах, созданных Богом при сотворении мира. Магия с полным основанием может быть названа отраслью научного знания, но не более того. Нет, не человеческого научного знания. Сатана, противопоставивший себя Богу, занимается спекуляциями посредством глубокого знания законов природы. Настолько глубокого, что земные мудрецы едва ли смогут когда-то приблизиться к подобному уровню познания. А настоящие, сверхъестественные чудеса, выходящие за рамки имманентных отношений, доступны лишь Богу, который не связан никакими ограничивающими условиями, кроме Его собственной воли.

Напротив, маги (экстрасенсы, каббалисты, медиумы, последователи восточных или африканских школ, всевозможные шаманы и им подобные), получающие способности от демонических сил, жестко ограничены в своих возможностях. В строгом смысле слова, магия — это возможность влиять на сознание окружающих невоцерковленных людей. Такое влияние может проявляться в форме прямого внушения, когда объект воздействия видит и чувствует то, что желательно магу-«гипнотизеру». Классический пример такого мага — Вольф Гершкович Мессинг, выступавший в цирковых шоу с сеансами гипноза и чтения мыслей. Я, как и многие мои современники, лично наблюдал работу подобных ему умельцев, публично демонстрировавших во второй половине 80-х годов свои «паранормальные способности».

Другими вариантами влияния на ближних являются так называемые порчи, привороты, отвороты и т.п., то есть вложенные в сознание жертвы управляющие блоки, вызывающие у той расстройства мышления, выход страстей из-под контроля сознания и всевозможные психосоматические заболевания.

Есть и более сложные варианты воздействий, которые я не стану здесь описывать, чтобы не превратить небольшую статью в весьма увесистый трактат.

Добавлю только, что наиболее перспективным адептам предоставляются, помимо прочего, способности к телекинезу, левитации, телепортации и к предсказанию будущего (точного знания будущего у демонических сущностей нет, зато есть очень богатый материал для долгосрочных прогнозов, которые передаются в сознание прорицателя и нередко сбываются; один из наиболее известных примеров — Ванга).

Зачем же предоставляются людям все эти возможности? Исследователь контактов людей с демоническими сущностями, издающий труды под псевдонимом Игумен N, так формулирует задачи, которые решают демонические сущности через своих подопечных:

«а) пропаганда силы и «безграничных» возможностей, открываю­щих­ся перед теми, кто решится на прямой контакт с СПМ и впустит в себя их энергию (по сути дела, эти люди будут обречены на рабство злу, хотя на первых порах это достаточно хорошо замаскировано);

б) пропаганда и внедрение в общественное сознание таких религиозных, философских и политических идей, которые помогли бы людям забыть христианские нравственные начала, в чем мы не раз имели возможность убедиться выше» (Игумен N. От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты и маги. Глава: Тактические методы воздействия на людей).

СПМ — существа параллельного мира; так называет демонические сущности автор, стремясь обойти барьеры восприятия, воздвигнутые атеистическим образованием в голове современного человека.

Вот как она выглядит, реальная магия, лишенная недосказанностей и прикрас: человеку дается некоторая власть над окружающими его неправославными людьми, но, как и любой контакт с демоническими силами, рано или поздно эта власть приводит к распаду личности и к гибели души и тела мага.

Фото из фильма «Доктор Стрэндж»

Кадр из фильма

Вторая «улыбка», забрасываемая в наше сознание фильмом «Доктор Стрэндж», тесно связана с первой. Обыватель, даже не веря в магию, начинает мечтать о ней: эх, а хорошо бы так взмахнуть рукой, и чтобы все вокруг попадали… Очень опасная «улыбка». Во-первых, мечты о собственной исключительности открывают путь самым низменным страстям, основанным на гордости, сребролюбии и плотской похоти, гнездящимся на дне души каждого человека. Во-вторых, такие мечты готовят новых адептов магии. Далеко не к каждому нашему современнику «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете», но если уж такой волшебник появится, наш современник зачастую окажется совершенно безоружным против его обольщений. Наш современник морально подготовлен к принятию демонических способностей, вдохновленный примерами всех этих «героических и благородных» Поттеров, Городецких, Статлеров и Стрэнджей. Невероятные магические подвиги подобных персонажей позволяют не задаваться самыми, казалось бы, очевидными вопросами: а угодно ли Богу то, во что втягивает меня обладатель голубого вертолета; а красиво ли — совершать насилие над сознанием таких же людей, как я; а не воспользуются ли мной так же, как я хочу пользоваться своими ближними… Нам так нравятся вымышленные маги, что мы готовы приобщиться к их возможностям поистине любой ценой. Увы, ничего красивого и высокого из такого приобщения не получится, потому что реальность куда непригляднее вымысла. И гораздо, гораздо грязнее.

Наконец, третья «улыбка». Вслед за чередой фильмов и книг, описывающих покушения на наш мир со стороны злобных фантастических сущностей, «Доктор Стрэндж» призван поселить в голове обывателя предельно извращенные эсхатологические представления. На экране в очередной раз «мирную и уютную» повседневность пытается растоптать некая злобная воля. Ужасающий виртуальный монстр снова стремится всех покорить и всех обидеть. В этом фильме пугающая сущность, как я уже упоминал, носит имя Дормамму. Возможно, кто-то мне подскажет, что это имя означает и откуда взялось. Я лично этого не знаю, да это и не принципиально для нашего разбора.

Доктор Стрэндж: «Дормамму, я пришёл договориться».

Дормамму обитает где-то за пределами нашего мира. Он совершенно необорим; его задача — прийти к нам, остановить течение времени и… победить смерть!

Пусть бы так, чего только не придумают эти высокооплачиваемые сказочники. Но, согласно христианской эсхатологии, в мир должен прийти не иномирный ужастик (нет такого в действительности), а Христос; время тогда упразднится, и смерть будет побеждена. Аналогия достаточно прозрачна. Показательно и то, что «хитрость», с помощью которой Стивен Стрэндж предотвратил пришествие в мир Дормамму, как-то очень напоминает евангельскую притчу о бедной вдове и судье неправедном. Возьму на себя смелость привести эту притчу тут полностью в синодальном переводе:

«Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (Евангелие от Луки 18:1-5).

В лучших традициях бедной вдовы Стивен Стрэндж докучал своему кинематографическому оппоненту до тех пор, пока Дормамму не потерял терпение и не выполнил все требования назойливого мага.

В отличие от Бога, Дормамму не показал себя ни всесильным Владыкой, ни любящим отцом, что в свете замеченной нами аналогии, также является скрытой атакой на христианскую веру.

Безусловно, лишь единицы зрителей знают христианское учение настолько, чтобы заметить прикровенную параллель между событиями, разворачивающимися в фильме и Священным Писанием. Но того и не требуется. Вполне достаточно, чтобы обывателю, тупо жевавшему в третьем ряду попкорн, при упоминании о конце света приходило на ум, будто злобные христиане в своей ненависти к нормальным людям призывают в мир каких-то отвратительных демонов. И даже если этих самых демонов в действительности не существует, то все равно злобных человеконенавистников-христиан лучше бы разогнать и запретить в интересах гуманных общечеловеческих ценностей: славных ниггеров, печальных евреев, заботливых геев… И во имя торжества подросткового секса, конечно же!

Так улыбается Чеширский Кот, предуготовляя приход в мир антихриста. Не виртуально-кинематографического, вроде Зельцеровского Дэмиена, а самого что ни на есть настоящего.

Развлекайтесь с величайшей осмотрительностью, друзья мои!

Андрей Александров

Этот материал находится в разделе «Театр, кинематограф и мультипликация».

Тема следующей статьи — рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» и её апология со стороны некоторых «представителей Церкви». Чтобы своевременно узнавать о новых публикациях, рекомендуем подписаться на обновления сайта по почте или RSS.

Поделиться ссылкой на материал в социальных сетях

6 комментариев

  • Александр

    Автор явно расист, который даже особо это не скрывает. Христиане такие христиане)

  • Максимилиан

    !

  • Максимилиан

    Здравствуйте, уважаемая администрация!
    Во-первых, хочу вам выразить огромнейшую благодарность и самые искренние слова поддержки в вашем благом и непростом труде. Вы смело и открыто бросили вызов этому бичу нашего века, т.н. рок-музыке!
    Во-вторых, прошу просветить меня и разрешить мои сомнения относительно таких классических для рок-музыки групп как The Shadows и The Ventures, которые прославились своей инструментальной деятельностью. Типичным примером их музыки являются следующие композиции: (…)

    На первый взгляд ведь кажется, что это вполне безобидная музыка. Но мы то с Вами знаем, что так не бывает, потому что как известно, один слуга двум господам услужить не сможет. Либо вся Рок-музыка служит сатане, либо вообще не служит. Либо черное, либо белое. Либо рокер-сатанюга, либо поп.

    • Аха-ха-ха! У Вас почти получился тонкий троллинг, только вот концовка подвела, не надо было раскрываться раньше времени.

      И, конечно же, вместо настоящих рок-композиций набор легоньких приятных на слух инструменталок, где рок-музыку даже при желании сложно обнаружить. Среди них парочка хороших поп-инструменталов и одна акустическая (!) инструментальная композиция…

      Когда серьёзно хотят получить ответ, тогда проявляют хоть толику уважения, а не занимаются троллингом и не держат людей за дураков. Так что, увы и ах, но тут Вы пролетели. 😉

Добавить комментарий для Максимилиан Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.