Предательство Бога, Церкви и верующих. Мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» и реакция Легойды

Владимир Легойда из РПЦ и Иуда из фильма «Иисус Христос - суперзвезда». Фото

Слева Владимир Легойда, справа Иуда из экранизации «рок-оперы» (1973)

Владимир Легойда, некогда известный просто как главный редактор журнала «Фома», ныне дослужился до больших церковных должностей и пользуется своим положением поистине «правомочно». Имея возможность выступать от лица возглавляемых им структур Русской Православной Церкви, он вопреки церковному учению то призывал не противодействовать показу оккультного телесериала про Вангу, то декларировал снисходительное отношение к делающим аборт, то высказывался против полного запрета абортов. Аналогичным образом данный либерал и модернист относительно недавно выступил в защиту богохульной классики поп-культуры, «рок-оперы» «Иисус Христос — суперзвезда», притом не в первый раз по счёту.

Представители общественности, выступившие против показа кощунственной постановки в отдельных регионах России, получили от «представителя Церкви» предательский нож в спину. Важно заметить, что Церковь — это тело Христово, и глава её — Христос, а не Легойда или даже Патриарх. Если Владимир Легойда говорит и действует наперекор христианскому учению, то Церковь он ни коим образом не представляет, как не представлял её о. Всеволод Чаплин, его одиозный предшественник, когда высказывал вещи, возмущавшие, как светских, так и церковных людей.

В.Легойда заявляет: «Церковь не подавляет творчество, благословляя художников, вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях».

От лица какой «церкви» выступает Легойда? Своей собственной? Или либерально-модернистской компашки, интересы которой он обслуживает? Ибо Православная Церковь учит по-другому. Причисленный к Святым Отцам Церкви святитель Игнатий (Брянчанинов), чей авторитет несоизмеримо выше, чем у господина Легойды, категорично отзывался о попытках изобразить религиозные реалии посредством светского искусства, усматривая в том профанацию и тонкую душевную подмену. И речь шла, замечу, о подлинном высоком искусстве и поистине выдающихся художниках, рядом с которыми авторы скандальной «рок-оперы» даже близко не стоят. Более того, этот средний мюзикл (строго говоря, это мюзикл с элементами рок-музыки, а не полноценная «рок-опера») не лучшее произведение у композитора Ллойда Вебера. У последнего имеются куда более интересные и яркие в музыкальном плане работы.

Далее идёт типичная бестолковая реплика, подаваемая с умным видом и состоящая всецело из общих слов, цель которой показать сказавшего её человеком, понимающим всю сложность искусства, а оппонентов выставить невежественными людьми:

«Нельзя запретить художнику черпать вдохновение в Священном Писании. Между кощунственным и неканоническим изображением святыни — пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку… При этом художественные произведения, основанные на библейских сюжетах, являют нам отблески христианской культуры».

Итак, по порядку. «Между… неканоническим изображением святыни» — в настоящем контексте слово «неканоническим» предполагает следующие значения: ложно учащим о предметах веры и способным ввести в заблуждение; искажающим представление о принципиальных для верующего вещах; еретическим. И против этого Церковь якобы ничего не имеет?! Я понимаю, господину Легойде надо произвести впечатление на публику, показав себя рассудительным знатоком искусства, однако это не означает, что для этого можно обойтись откровенным бредом.

«Между кощунственным и неканоническим изображением святыни — пропасть» — то есть Владимир Легойда как «культурно не близорукий человек» данный мюзикл к кощунству не относит? В таком случае его «культурное зрение» явно требует проверки, поэтому переходим к примерам.

Перед крестными страданиями Господь наш Иисус Христос молился в Гефсиманском саду: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Христианская традиция так поясняет этот эпизод[1]:

Вочеловечившийся Бог, «Единый Христос, имея два естества, имел, без сомнения, и волю… каждого естества, Божеского и человеческого. Итак, человеческое естество сначала желало жить, ибо это ему свойственно, а потом, следуя Божеской воле, чтобы все люди спаслись, воле, общей Отцу и Сыну, и Святому Духу, решилось на смерть, и таким образом одно стало желание — спасительная смерть».

А вот, это же место из Евангелия в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда»[2]: «Почему, почему Я должен умирать? О, почему Я должен умирать?.. Можешь Ты Мне сейчас показать, что Меня не напрасно убьют?.. Ладно, Я умру! Только Ты смотри, как Я умираю! Смотри, как, смотри, как Я умираю!.. Господи, Ты принял твердое решение… Убивай Меня, забирай Меня сейчас, пока Я не передумал». Если эта богоборческая истерика, дерзко вложенная авторами в уста Спасителя, по мнению Легойды, не богохульство, то что тогда богохульство?!

Где ещё сокрыты «отблески христианской культуры», на которые намекает В.Легойда? Наверное, в песне «The Temple», где Господь, в действительности исцелявший страждущих, прогоняет просящих исцеления людей: «Как много вас. Не толкайте меня. Как мало меня. Не тесните меня! Оставьте меня в покое!» Или в «арии Марии Магдалины», адресованной Христу и носящей любовный (!!!) характер. Или, быть может, в том, как изображены святые Апостолы в песне «Тайная Вечеря»:

«Все мои несчастья и проблемы
Добрый заглушит глоток вина…
Утро сменит вечер,
Жизнь так хороша.
Стать апостолом всегда стремился,
Шел сквозь тьму упрямо я на свет.
Мы оставим след
В памяти народной
И прочтут люди новый
Наш завет».

И это не всё, далеко не всё, что можно вспомнить!

Кадры из фильма «Иисус Христос - суперзвезда» (1973)

Согласно мюзиклу, это Господь с учениками. Кадр из киноверсии 1973 года

Как же, оказывается, неудобно, когда от общих слов переходят к конкретике! Ревнители веры оказываются не такими уж «культурно-близорукими» невеждами, а за маской разбирающегося и рассудительного интеллигента обнаруживается лицемерный циник, толерантно относящийся к немыслимой хуле на Бога. Больше того, пользуясь своим положением, он защищает богохульство от православных, то ли испытывая симпатию к кощунственной дряни, получившей в век культурного упадка и торжества масс-культуры статус классики, то ли малодушно опасаясь очередных недовольств от «прогрессивной» общественности. Владимир Легойда здесь — самый настоящий предатель Христа, Его Церкви и верующих в Него людей.

И напоследок нас «традиционно» ожидают изрядно надоевшие бредни, запущенные ещё некогда о. Сергием (Рыбко). Как сообщается в новости, Легойда напомнил, что упоминаемая рок-опера «многих привела в Церковь». «Многих» — это скольких именно? В.Легойда располагает объективной статистикой, или это «интуитивный» подсчёт? Одно дело — плести, что вздумается, безо всякой ответственности, другое — обосновывать свои дикие заявления, что подобные господа едва ли намерены делать.

Впрочем, я готов поверить, что в отдельных случаях мюзикл мог сыграть свою роль. Английский в ту пору немногие знали, тем более, воспринимали на слух, чтобы понимать реальное содержание. Обычное воодушевление от прослушивания музыки, имя Господа, использованное в названии, жажда духовности у человека, выросшего в атеистической среде, — всё это вполне могло вылиться в некий религиозный порыв. Однако о самой «рок-опере» это ничего ровным счётом не говорит. Простое стечение обстоятельств, только и всего. Точно так же человек мог увидеть обложку протестантского журнала, испытать некие переживания и зайти в православный храм, ибо, несмотря не десятилетия безбожия, Православие всё же ближе всякого рода заезжих учений.

В конце концов, некоторые заходят в церковь по оккультным мотивам («энергетика» и прочее), однако остаются и оставляют заблуждения. А кто-то не остаётся. И что, теперь это повод хвалить оккультизм и запрещать с ним бороться? Да нет, конечно! Так что аргументация данного рода не выдерживает никакой критики.

Люди, которые осмелились выступить против богохульной «классики», оказались в весьма сложном положении. С одной стороны антиправославные силы, готовые чуть что натравить обывателей на Церковь, с другой — высокопоставленные предатели вроде Легойды, вставляющие палки в колёса. Тем не менее, как говорили святые Апостолы, должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29). Хочется в дальнейшем пожелать этим храбрым людям, решившимся на богоугодное дело, помощи Божией, духовной бодрости и стойкости перед врагами, а нашей Церкви — нормальных представителей, не предающих и не обесценивающих веру в глазах общественности.

Примечания:

[1] Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Святое Евангелие. М.: Издательство Летопись, 2015. С. 469.

[2] Часть переводов песен из мюзикла взята с сайта «Амальгама», остальное переведено самостоятельно.

Антон Тарасюков

Этот материал находится в разделе «Полемика».
В нём упоминаются «рок-опера» «Иисус Христос — суперзвезда» и игумен Сергий (Рыбко), чьи страницы имеются в персоналиях.

В следующих статьях будет профессиональный разбор стереотипов о музыкальном величии рок-музыки, а также обзор антихристианских фэнтезийных произведений писателя Ника Перумова. Чтобы своевременно узнавать о новых публикациях, рекомендуем подписаться на обновления сайта по почте или RSS.

Поделиться ссылкой на материал в социальных сетях

12 комментариев

  • Максимилиан

    Антон, у меня есть одно твердое убеждение. Я уверен, что человек, истинно любящий Бога, руководствуется лишь одной мотивацией — безусловным чувством любви к Богу и своим ближним. Спросите себя честно: любовь ли руководит вашими действиями? Может быть, сжигая все подряд на вашем инквизиторском костре, среди прочего окажутся замечательные стихи и мелодии, способные перевернуть чей-то внутренний мир, которые пришли в нашу бренную жизнь из горних высей? Не боитесь, что за все ваши действия вам рано или поздно придется отвечать?
    Господь благодаря своей потрясающей любви готов помиловать массу грешников, окажись в ней хотя бы один праведник. Вы же готовы списать в утиль целое произведение, наполненное прекрасными чистыми гармониями! Непомерная гордыня и тщеславие — вот источник вашего «внутреннего огня», господин фарисей…

    • «Я уверен, что человек, истинно любящий Бога, руководствуется лишь одной мотивацией — безусловным чувством любви к Богу и своим ближним…»

      И чем же Вы руководствуетесь, кощунственно заявляя, что богохульные тексты и «попсовые» композиции из мюзикла, вероятно, сошли из горних высей; превращая принцип Божественной любви в объект для демагогии (с каких пор «прекрасные чистые гармонии» являются аналогом праведников? Что, извиняюсь, за чушь?); защищая произведение, которое немыслимым образом хулит нашего Господа; в конце концов, клевеща на меня, без каких-либо оснований обвиняя в серьёзных вещах? Вы руководствуетесь любовью к Богу и ближним, поступая так? Ещё имеете наглость меня чему-то поучать. Вы-то уж явно не боитесь ответа за свои слова, господин — «любвеобильный» Вы наш — лицемер.

      P.S.: Фарисеями нас в последний раз называли года четыре назад, когда рок-миссия ещё была жива, а её деятели яростно вступали в полемику. В дискуссиях на старом сайте это лживое, совершенное глупое и нелепое обвинение мы и неоднократно опровергали, и упражнялись в остроумии на этот счёт, и делали другие вещи. Вешать ярлык «фарисей» в 2017 году – это, как говорят в Интернете, лютый баян. Придумали бы что-нибудь посвежее, что ли. Я аж удивился, как прочитал.

      • Максимилиан

        Понимаете, вот ведь какая штука, господин «ревнитель»… На глубинном уровне вы музыку не чувствуете абсолютно. Допускаю, возможно, ваш мозг получает реальное и вполне осязаемое эстетическое и интеллектуальное удовольствие от академической музыки или джаза (не в курсе ваших предпочтений), но ее более глубокого проникновения в вас не происходит. Ну, вот нисколечко. Это такое восприятие, которому нельзя научиться в музыкальной школе или добросовестно штудируя всеми одобренные симфонии. Человеку, обладающему этим даром (иначе и не назовешь), порой достаточно буквально пары нот, красивой мелодии в правильно поданном исполнении, чтобы проникнуться необъяснимым душевным переживанием красоты высшей добродетели, исходящей не от мира сего. Таково воздействие божественного языка — гармонии. А суть в том, что этих красот в столь презираемой и обличаемой вами популярной и рок-музыке предостаточно. Надо лишь уметь чувствовать. И вот это либо есть, либо нет. И, насколько я могу судить по вашим публикациям, вы лишены этого блаженства. Вы слепец, пытающийся объяснить зрячим, что собой представляет архитектурное совершенство. В противном случае, вы бы не заклеймили махом целый музыкальный жанр (в произведениях которого, признаете вы это или нет, кроме мирского, человеческого, есть и подлинно творческое, божественное начало), у вас бы не возникло вопроса вроде «С каких пор «прекрасные чистые гармонии» являются аналогом праведников?». Вы не ощущаете истинной красоты, святости(!) гармонии, которая способна без предлинных и, зачастую, бесполезных проповедей дать возможность почувствовать высшую любовь. 
        Можете сколько угодно опровергать, упражняться в остроумии, удивляться, «лютобаянить», но вы фарисей, и никуда вам от этого не деться. Весьма символично, что вы цепляетесь к ни на что не претендующим текстам, и не распознаете, что в этом произведении от мирского сознания, а что от «божественной искры». Как думаете, если либретто «Волшебной флейты», «Тангейзера» и т.п. сделать матерщинным, станет ли от этого менее гениальной собственно музыка? В том то и дело, за внешним вы не видите истинной сути вещей. А это и есть самое настоящее фарисейство. 

        «И чем же Вы руководствуетесь, кощунственно заявляя, что богохульные тексты и «попсовые» композиции из мюзикла, вероятно, сошли из горних высей; превращая принцип Божественной любви в объект для демагогии (с каких пор «прекрасные чистые гармонии» являются аналогом праведников? Что, извиняюсь, за чушь?); защищая произведение, которое немыслимым образом хулит нашего Господа; в конце концов, клевеща на меня, без каких-либо оснований обвиняя в серьёзных вещах? Вы руководствуетесь любовью к Богу и ближним, поступая так?» 

        Нет, ответственно заверяю вас — ни в коем случае. Если бы я руководствовался любовью, я бы за вас помолился, а не вступил в очевидно бессмысленный спор. О, я простой мирянин!) Разница в том, что я не берусь поучать людей в материях, которые мне не по разуму. Я достаточно сознаю свою ничтожность, чтобы обманываться насчет своей способности досконально понимать замыслы Всевышнего. Вы же (и вам подобные), разумеется, невинны аки агнцы, мудры как Соломон, а Боженька лично вручил вам грамоту на эксклюзивное вещание истины в последней инстанции… 

        • Рустик Грушин

          «Истина в последней инстанции», как вы ее называете, дана нам в Слове Божием. И вы, Максимилиан, если уж называете себя мирянином, обязаны потрудиться над собой, чтобы ее принять, а не защищать откровенное кощунство. В противном случае вы подпадаете под грозное слово апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа анафема, маран-афа» (1 Кор. 16, 22). Впрочем, ваши слова об «истине в последней инстанции» и об эксклюзивном праве на ее вещание православными, ясно показывают, что для вас самих этой Истины не существует. Особенно то, как вы цинично назвали нашего Господа. Говорить после этого о любви к Богу, о Божественной любви — это верх цинизма. Вы — атеист.

        • Да Вы просто экзальтированный. Даже далёкий от Церкви человек поймет, что Вы втираете какую-то ахинею. Какая ещё «святость гармонии»? Где об этом написано у Святых Отцов и в других авторитетных источниках? Экзальтированную отсебятину собственного сочинения Вы выдаёте фактически за церковное учение.

          И, да, куда мне до такого «дара»! Я не впадаю в экстаз от «попсовых» мелодий из трёх нот, потому что для меня это пройденный этап, и у меня есть, с чем сравнивать. Если Вы так тащитесь от современных хитовых мелодий, то какой-нибудь из фортепианных концертов Моцарта для Вас, наверное, будет умопомрачительным открытием. Тем не менее, искусство – это область душевного, а не духовного. Это не хорошо, не плохо, просто так есть. Именно так учит Православие, и ещё оно учит духовной трезвенности. Мнение экзальтированных особ с сомнительным вкусом и не менее сомнительным восприятием тут куда менее ценно, если говорить мягко.

          Рустик Гришин написал Вам значение слова «фарисей». Ваше собственное истолкование слова, точнее, Ваша очередная отсебятина, мне глубоко безразлична. Можете обзывать меня фарисеем хоть до бесконечности. «Можете сколько угодно опровергать… но вы фарисей, и никуда вам от этого не деться.» Это так, потому что я так решил, и точка! И хоть что можете говорить в ответ! Ну что сказать, я сражён наповал.

          «Если бы я руководствовался любовью, я бы за вас помолился, а не вступил в очевидно бессмысленный спор. О, я простой мирянин!) Разница в том, что я не берусь поучать людей в материях, которые мне не по разуму. Я достаточно сознаю свою ничтожность, чтобы обманываться насчет своей способности досконально понимать замыслы Всевышнего. Вы же (и вам подобные), разумеется, невинны аки агнцы, мудры как Соломон, а Боженька лично вручил вам грамоту на эксклюзивное вещание истины в последней инстанции…»

          Какая игра на публику! Наигранное смирение, напускная скромность, а в итоге гадкое и богохульное ерничанье. К последнему вернёмся позже, а пока вопрос. Не подскажите, это кто писал?

          «Спросите себя честно: любовь ли руководит вашими действиями?.. Не боитесь, что за все ваши действия вам рано или поздно придется отвечать?.. Непомерная гордыня и тщеславие — вот источник вашего «внутреннего огня», господин фарисей…»

          «Человеку, обладающему этим даром (иначе и не назовешь), порой достаточно буквально пары нот, красивой мелодии в правильно поданном исполнении, чтобы проникнуться необъяснимым душевным переживанием красоты высшей добродетели, исходящей не от мира сего… Вы не ощущаете истинной красоты, святости(!) гармонии, которая способна без предлинных и, зачастую, бесполезных проповедей дать возможность почувствовать высшую любовь.»

          Это так Вы не берётесь поучать? Это так Вы воздерживаетесь от решительных суждений о высших материях? Вы – балабол, лжец и лицемер.

          Православный и должен быть ревнителем. Православие порицает теплохладность и безразличие. Вы – либо тролль, косящий под верующего, либо человек, имеющий к Православию весьма сомнительное отношение. Ни один христианин в здравом уме не напишет глумливым тоном: «Либо рокер-сатанюга, либо поп»; «…а Боженька лично вручил вам грамоту». Это язык человека, как минимум, далекого от веры.

          Вдобавок, Вы неоднократно пытались троллить (последующую часть троллинга я уже не стал пропускать). Ещё со старого сайта у нас имеется грустный опыт дискуссий с такими персонажами, и выработано единственное для подобных случаев решение, не пропускать комментарии данных людей. Так что отныне Вы находитесь в режиме «только чтение». Терпеть Ваш троллинг, демагогию, хамство и наглое лицемерие да ещё тратить силы на ответ здесь никто не обязан.

      • Максимилиан

        » Вышли мы обратно на крыльцо. Оружие лежит, никуда не делось.
        – Подай мне вот эту, крайнюю, – говорю. – Только осторожно.
        – Не понял, господин капрал, – гудит эта дубина.
        – Чего ты не понял?
        – Не понял, что именно приказано подать.
        Провались ты! Мне-то откуда знать, как это называется?
        – Как называются эти предметы? – спрашиваю.
        Драмба заработал ушами и рапортует:
        – Трава, господин капрал. Ступени…
        – А на ступенях? – спрашиваю я и чувствую, что меня мороз по коже начинает продирать.
        – На ступенях пыль, господин капрал.
        – А еще?
        Впервые Драмба промедлил с ответом. Долго молчал. У него, видно, тоже шестеренка за шестеренку зашла, как и у меня.
        – Еще на ступеньках имеются: господин капрал, рядовой Драмба, четыре муравья… – Он снова помедлил. – А также всевозможные микроорганизмы.
        Он их не видел! Понимаете? Не видел! Микроорганизмы он видел, а железяки эти метровой длины видеть ему было не положено. Ему их видеть не положено, а мне – брать. Все, все предусмотрели! »
        (А. и Б.Стругацкие «Парень из преисподней»)

        • Слушайте, защитник «железяк». Вас от самомнения случаем не распирает? Такой понимающий и избранный, которому «дано» видеть «железяки». Не то, что мы, убогие и ограниченные, не способные видеть дальше «микроорганизмов»! Короче, всё это примитивная демагогия и самодовольство. Могли бы то же самое компактно изложить своими словами, а не цитировать в соответствующем контексте отрывок книги Стругацких.

    • Рустик Грушин

      Что вы говорите, Максимилиан? Разве любящий Бога может слушать эти кощунственные речи о Христе («О, почему Я должен умирать?».. или «Как много вас. Не толкайте меня. Как мало меня. Не тесните меня! Оставьте меня в покое!» и т.п. богохульства)?
      Фарисейство состоит в том, что человек заявляет о себе или думает о себе, что он чист (например, что любит Бога), а на деле не является таковым. Любви к ближнему не бывает без любви к Богу. И сказать правду — это тоже любовь. Любовь к Богу, к Истине. И к ближнему, который этого не видит. Как сказал апостол Иаков, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов»(Иак. 5, 20). Благодарю уважаемого Антония за статью и желаю ему помощи Божией говорить правду в мире, где ее не принимают.

  • Рустик Грушин

    Легойда году в 2000-м в программе Познера от лица Церкви заявил, что Новый Завет запрещает казнить преступников. Те, кто за смертную казнь, они не имеют любви. Хотя апостол Павел писал, что князь не напрасно носит меч при себе, но для того, чтобы казнить преступников. Так и теперь — те, кто против кощунства, ничего не понимают в искусстве. Когда нечего сказать по существу, остается, с оглядкой на мир, которому он служит, обвинить христиан в том, что они не имеют любви, или вообще «культурно-близорукие» люди. Не винить же православных в том, что они сохраняют верность Господу, которого он поносит.

  • Арсений

    люди живите на полную, наслаждайтесь каждым мгновением. И напишите лучше почему патриарх разрешает себе жить в роскоши, когда народ голодает, спивается и прелюбодействует. Пример надо показывать, а не чревоугодничать и разьезжать на автомобилях за миллионы

    • Снова отвечаю с опозданием…

      LOL! В чём вина Патриарха, что народ спивается и прелюбодействует? Церковь-то взывает по данному поводу, только такие антиклерикалы, как Вы, чихать хотели. И какая взаимосвязь между чьею-либо роскошью и людским прелюбодейством? Это как бы параллельные явления. У Вас явно проблемы с логикой, товарищ обличитель. Ваши проблемы с логикой даже ещё основательнее, ведь когда представители Церкви выступают против падения нравов, вы возмущаетесь и истерите. Лишь бы обвинить, и неважно, по какому поводу.

      Где пруфы про роскошь и чревоугодие? Только реальные доказательства, а не сплетни, которые распространяют ваши единомышленники. Автомобиль в современном мире не роскошь, а средство передвижения. У людей, занимающих высокое положение, он может быть более дорогим. В этом нет ничего предосудительного. Если вы заявляете, что у Патриарха он чрезмерно дорогой, то представьте соответствующие доказательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *