Рок-группа Кинчева «Алиса» — «Жги»: рокерский протест и Православие. Можно ли православным слушать рок
В жизни случаются ситуации и обстоятельства, когда нужно выступить против. Но одно дело — выразить протест, когда это требуется, а другое – сквозь призму протеста воспринимать реальность и реализовывать его на деле так, как делают это рокеры. Да, их бунт имеет свои специфические особенности и, к глубокому сожалению, находил сочувствующих и получал похвалы внутри Церкви даже от людей в священном сане. Например, иеромонах Димитрий (Першин) так возносил «миссию» рокеров: «Протестный рок сыплет соль на нашу совесть. Но именно этот болевой ожог души, эти жесткие ритмы и резкие вопросы дают нам силы вынырнуть из рекламной мути к Небу и стать самими собой».
После написания рецензии на альбом Алисы «Саботаж» я размышлял над текстом одной песни оттуда. Песня называется «Жги». В ней Кинчев обличает человечество, жаждет момента, когда мир сгорит в огне, и восстаёт в числе твёрдых. Предлагаю поразмышлять над этим вместе, тем более тут есть предмет для разбора.
Глазами в пол, шеренги ада
Копают вглубь или ширь.
Всё как всегда, тупое стадо
Пасёт слепой поводырь.
«Поводырь», «стадо» — эти слова вполне применимы к самому Кинчеву и его фанатской армии. Некоторых его фанатов при всём к ним уважении иначе как стадом не назвать. Кинчев мнит себя вождём — «Но надо же кому-то быть и вождем! Не всем же анонимно причитать в Интернете». Вождь Кинчев «с подлинно христианским смирением» обращает строки, полные презрения и разочарования, к тем, которые не последовали его благим призывам и более «не достойны» его усилий — «Поэту… неприятно, когда твое творчество в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Кинчев воспел пьянку — «Впрочем, в песне вполне может идти речь об умеренном употреблении. Не вижу подтекста с призывом нажраться в свинское состояние». И правило демагога под каким-то номером: сравнить непотребство, что нужно защитить, с подлинным культурным наследием: «А так можно и «Зимний вечер» Пушкина обвинить в пропаганде алкоголизма. («Выпьем с горя, где же кружка?» и далее)». Допустим, обвиним, и что с того?
Это стадо баранов съест всё, что ему не подадут, всему найдёт оправдание и, возможно, даже последует. «Пипл хавает». Мыслят штампами и интервью своего кумира, и неважно, насколько последние адекватно отражают реальность или расходятся с ней в каком-либо конкретном случае, ибо осмысливать самостоятельно они не желают. Кумир сказал, и точка.
В связи с этим не могу не вспомнить, как рок-фанат и алисоман, которого я цитировал выше, оправдывал непотребный сценический образ Кинчева, когда тот выступал чуть ли не в одних коротких шортах, ссылкой на детсадовские отмазки последнего: «Мне тоже не нравился тот наряд с шортами, считаю это недомыслием. Но он был применяем по достаточно утилитарным мотивам: не хотелось «три пота из майки выкручивать», какие-то костюмы по городам возить». То, что у других групп и исполнителей, в том числе куда менее популярных тогда и, следовательно, куда менее обеспеченных, такой «проблемы» с костюмами почему-то не было, рокеру-оппоненту в голову не пришло, как и куда более очевидная и лежащая на поверхности мотивация Кинчева покрасоваться своей завидной на тот момент физической формой перед аудиторией.
У меня нет сомнений, что оппонент умеет думать, но то, что это умение у него отключается, когда речь заходит об его кумире Константине Кинчеве, и он, будучи взрослым православным мужчиной, превращается в аналог тринадцатилетней фанатки Джастина Бибера, нелепо оправдывающей проколы своего идола, это стыд и печаль.
И при этом рок-фанаты, исходя их своих музыкальных предпочтений, мнят себя лучше людей, «слушающих попсу» и прочие популярные жанры. Касательно рокерского элитаризма мне понравилось высказывание одного ЖЖ-блогера. Приведу его в несколько перефразированном виде: «Самая худшая разновидность людской массы – людская масса с претензией». Вернёмся к песне «Алисы».
Уроки лет, заветы века
И предсказания эпох
Не изменили человека,
Он тот же загнанный лох.
Все та же спесь, все те же позы,
Все тех же ниток узлы.
Семь из десяти по жизни козы,
А остальные — козлы.
Лишь единиц готовит Небо
Увидеть в круге воды,
Что даже там, где ждет победа,
Недалеко до беды.
Люди, не знающие о вреде рок-идеологии, могут спросить: а что, собственно, не так с этим рокерским текстом? Он вроде даже кажется правильным. Если не вникать в него и не понимать некоторые нюансы, его можно так воспринять, однако текст неправилен, так сказать, по существу. С одной стороны, тут достаточно тонкие вещи, с другой — всё более-менее лежит на поверхности. Я постараюсь понятно объяснить, почему такие тексты мало того, что несовместимы с Православием, так ещё и представляют собой, без преувеличения, нравственную ересь.
В процитированном отрывке наш «православный рокер» категорично обличает всё человечество, притом не какую-то его часть, а всех без исключения, в том числе и нас с вами. Все у него «лохи», «козлы» и «козы». Оценили глубину христианской мысли, меткость и достаточность характеристик? У меня, признаться, возникло ощущение, что это не распиаренный «христианский рок-музыкант», а гопота у подъезда философствует.
Для тех, кто считает приведённый фрагмент в целом чем-то потрясающим в плане смысла, предлагаю одну задачку: придумайте что-то ещё банальнее по содержанию. В нём даже ничего специфически христианского нету, но не суть.
Сам Кинчев, конечно же, не «лох», не «козёл» и не «коза». Более того, он свысока обличает это никчёмное отребье. А как иначе! Он же ведь Д’Артаньян, герой, правдоруб, бунтарь-обличитель, «не такой, как все». Этот клоун весь в белом, поскольку считает себя несомненно правым, он над объектом и адресатами обличения, он выше и правильнее всего этого, пришёл нарушить спокойствие, сказать «неприглядную правду» и обличить жалкое быдло.
Если кто-то наивно полагает, что Кинчев не относит себя к «единицам, которых готовит Небо», а смиренно встаёт под собственную раздачу, то вот следующие строки. Он не просто причисляет себя к избранным, а делает это вообще без каких-либо сомнений и заканчивает довольно надменно:
Жги, жги землю ветер!
Есть упоение в бою!
В груди пульсирует победа!
За эту жизнь благодарю
Силу Того Света! Да!..
Какая жизнь, такие песни,
И ни добавить, ни взять.
Я остаюсь лишь с теми вместе,
Кто знал, за что умирать.
Вы думали, Православие и неприкрытая гордыня с превозношением — это несовместимые вещи? «Православный христианин Константин Кинчев» оставляет позади этот предрассудок! Раньше я думал, что заниматься обличением надо ради борьбы со злом, а, оказывается, бывает и дополнительная мотивация — самоутверждение и подпитка своего раздутого самомнения.
Вы только вдумайтесь в смысл приведённого ранее четверостишья: «Лишь единиц готовит Небо / Увидеть в круге воды, / Что даже там, где ждет победа, / Недалеко до беды». Мало того, что это образец графомании и топорного построения текста, так тут ещё утверждается, что Небо готовит единиц! Получается, Господь пришёл спасти и просветить не всех, а только отдельных «избранных», которые способны увидеть реальное положение дел и «соображают» в отличие от быдла, что ничего не понимает и ведёт негодную жизнь.
И на этом же самом альбоме тот, кто превозносился над остальными, поёт в песне о левше: «И стать иным, / Пожар гордыни переплавить в дым». Кинчев, полагаю, плохо понимает, насколько несуразно выглядят такие строки по соседству с творчеством, основанным на гордыне.
Тут есть важный для понимания нюанс: гордое бунтарство здесь не просто личный грех отдельного рок-исполнителя, оно – неотъемлемая часть рокерского мировоззрения. Это не реакция на конкретный случай, это то, как рокер реагирует и воспринимает все подобные случаи и вообще видит мир. Например, сложные взаимоотношения с кем-то также могут стать причиной написания текста, и там тоже будет вызывающий протест, может, с обречённым неравным драматическим противостоянием или, наоборот, с издевательским подростковым эпатажем.
Этот протестный дух и настроение весьма заразительны для определённой аудитории, поза дерзкого бунтаря-обличителя соблазнительна и тешит гордыню. Слушатель равняется на «гуру» и начинает свысока смотреть на людей «не в теме», ведь его кумир якобы интеллектуал и правдоруб, а другие слушают какой-то отстой и вообще тупая серая масса.
Обычно в качестве примера я привожу цитаты из песен рок-исполнителей, известных в первую очередь как рок-исполнители, однако в этот раз ради разнообразия и для того, чтобы показать, что необязательно быть профессиональным рок-музыкантом, главное — являться приверженцем соответствующей идеологии, процитирую строки людей, погружённых в рок-культуру, но для которых рок-творчество не является основной деятельностью.
В своё время видеоблогер Akr (Артур Кутахов) в ответ на блокировку Роскомнадзором ресурсов с анимешной порнографией записал рок-песню, назвав её «Любовный дисс на Роскомнадзор!»:
Плевать, кому и сколько лет и что меня не ждали.
Цензуре места больше нет — мы не на Первом канале…
Хэй!
Роскомнадзор,
Заблокируй ты меня, не откладывай на потом!
Хэй!
Содомгомор разразился на глазах – не отделаться стыдом…
Распахни взор, пока свобода накрыта массивным щитом.
Алкоголик, наркоман и просто Не Тупой видеоблогер Стас «Ай, Как Просто!» Васильев и его песня «[Нецензурный эпитет] Дудь» (журналист Юрий Дудь признан иностранным агентом):
Смена поколений, где нет ни капли интеллекта.
Я тут, чтобы вам [плохо] сделать, (…) дети…
Музыка от (…) для тупого большинства…
Знаю, мне не достучаться.
Стою, курю на балконе…
Как же (…) теперь обидно,
Что таким вот уродился.
Мог поверить в ложь, ведь правда –
Объективно полная [ерунда]…
[Долой] конъюнктуру!
Обратите внимание, когда горделивым протестом занимаются либералы или отставшие в развитии контркультурщики, это смотрится куда органичнее и не выглядит совмещением несовместимого.
Бытует вредное и опасное заблуждение, что Кинчев, по крайней мере, лучше, чем они. Так можно было бы сказать, мол, и тут ничего хорошего, но там совсем дегенераты, если бы он не вплетал в рокерские тексты православную тематику.
В действительности же он гораздо хуже их. Не благодаря им, а именно благодаря Кинчеву и ему подобным в своё время возникло ложное впечатление, что глубоко сомнительная музыка рока и противоречащая Христианству маргинальная идеология, где гордыня и эгоцентризм являются неотъемлемыми элементами, не противоречат и прекрасное сочетаются с жизнью православного христианина. На Константине Кинчеве и его пиарщиках из числа «миссионеров» львиная доля вины за то, что подобная мерзость удобно попала в церковную ограду и каким-то числом людей до сих пор воспринимается как что-то положительное.
Заявлять, что Кинчев лучше, это словно утверждать, что изощрённая полуправда лучше «обычной» лжи или что ересь, тонко подменяющая Православие его искажённой версией, лучше неприкрытого и очевидного язычества.
Если для фанатов, как мы видели выше, обычное дело – выгораживать объекты поклонения, то для тех, кто не пошёл по ложному пути создания кумиров, необходимо сохранять трезвость восприятия и критическое мышление, даже если оцениваемое явление якобы выглядит православно и благочестиво.
Поразительно, как в человеке может смешиваться рокер, который «не такой, как все», «умеющий думать», инфантильный претенциозный бунтарь, и христианин! Это дикое извращённое сочетание Константин Кинчев предлагает аудитории, в особенности православной, в качестве примера.
Рокеры через призму протеста воспринимают реальность, ощущая себя «думающими» эпатирующими героями, стоящими над глупой биомассой, такие из себя горделивые бунтари-«просветители». Насколько эта идеология вредна и несовместима с Православием, мы разобрали сейчас на ярко выраженных примерах.
Этот материал находится в разделах: ««Русский рок»», ««Христианский» и «православный» рок», «О роке и поп-музыке в целом (рок-идеология)», «Обзор песен и клипов», «Особенно рекомендуем» и «Споры, опровержения (защитникам рока, рок-миссии)».
Пояснение, зачем я вспомнил о своей рецензии на алисовский альбом «Саботаж», вышедшей много лет назад, поднял такие же старые размышления о песне с этого альбома и написал об этом статью.
В 2013 году я решил сделать интервью на тему рокерского протеста с одним из своих бывших соратников. Перед вопросами, чтобы читатель ощущал предмет разговора, я написал небольшую заметку про песню Алисы «Жги».
С интервью в итоге не получилось. Впоследствии я написал статью «Как выглядит рокер изнутри, и что лучше: классика, рэп или рок», где косвенно коснулся вопросов, которые хотел задать собеседнику, и закрыл для себя эту тему.
Перебирая старые файлы, я вновь увидел эту заметку, и она мне в целом понравилась. Было жалко её удалять. Однако материал пришлось переделать и дополнить: насколько помню, он намеренно был написан больше с нейтральной позиции, чтобы не перетягивать одеяло на меня и дать в полной мере проявить себя собеседнику, для отдельной от интервью публикации эта некоторая нейтральность уже не подходила; полемическая часть была недожата в плане жёсткости, особенно по моим нынешним меркам; так себе раскрывались некоторые важные моменты.
По окончании работ получилась довольно-таки большая статья, дополненная разными мыслями по теме. Надеюсь, кому-то она будет полезна.