Рок-группа Кинчева «Алиса» — «Жги»: рокерский протест и Православие. Можно ли православным слушать рок

Рок-группа Кинчева «Алиса» — «Жги»: рокерский протест и Православие. Можно ли православным слушать рок

«Православный рокер» Константин Кинчев. Фото: Дмитрий Локтев / www.alisa.net

В жизни случаются ситуации и обстоятельства, когда нужно выступить против. Но одно дело — выразить протест, когда это требуется, а другое – сквозь призму протеста воспринимать реальность и реализовывать его на деле так, как делают это рокеры. Да, их бунт имеет свои специфические особенности и, к глубокому сожалению, находил сочувствующих и получал похвалы внутри Церкви даже от людей в священном сане. Например, иеромонах Димитрий (Першин) так возносил «миссию» рокеров: «Протестный рок сыплет соль на нашу совесть. Но именно этот болевой ожог души, эти жесткие ритмы и резкие вопросы дают нам силы вынырнуть из рекламной мути к Небу и стать самими собой».

После написания рецензии на альбом Алисы «Саботаж» я размышлял над текстом одной песни оттуда. Песня называется «Жги». В ней Кинчев обличает человечество, жаждет момента, когда мир сгорит в огне, и восстаёт в числе твёрдых. Предлагаю поразмышлять над этим вместе, тем более тут есть предмет для разбора.

Глазами в пол, шеренги ада
Копают вглубь или ширь.
Всё как всегда, тупое стадо
Пасёт слепой поводырь.

«Поводырь», «стадо» — эти слова вполне применимы к самому Кинчеву и его фанатской армии. Некоторых его фанатов при всём к ним уважении иначе как стадом не назвать. Кинчев мнит себя вождём — «Но надо же кому-то быть и вождем! Не всем же анонимно причитать в Интернете». Вождь Кинчев «с подлинно христианским смирением» обращает строки, полные презрения и разочарования, к тем, которые не последовали его благим призывам и более «не достойны» его усилий — «Поэту… неприятно, когда твое творчество в одно ухо влетает, а в другое вылетает». Кинчев воспел пьянку — «Впрочем, в песне вполне может идти речь об умеренном употреблении. Не вижу подтекста с призывом нажраться в свинское состояние». И правило демагога под каким-то номером: сравнить непотребство, что нужно защитить, с подлинным культурным наследием: «А так можно и «Зимний вечер» Пушкина обвинить в пропаганде алкоголизма. («Выпьем с горя, где же кружка?» и далее)». Допустим, обвиним, и что с того?

Это стадо баранов съест всё, что ему не подадут, всему найдёт оправдание и, возможно, даже последует. «Пипл хавает». Мыслят штампами и интервью своего кумира, и неважно, насколько последние адекватно отражают реальность или расходятся с ней в каком-либо конкретном случае, ибо осмысливать самостоятельно они не желают. Кумир сказал, и точка.

Рок-группа Кинчева «Алиса» — «Жги»: рокерский протест и Православие. Можно ли православным слушать рок (2)

Фото: Дмитрий Локтев / www.alisa.net

В связи с этим не могу не вспомнить, как рок-фанат и алисоман, которого я цитировал выше, оправдывал непотребный сценический образ Кинчева, когда тот выступал чуть ли не в одних коротких шортах, ссылкой на детсадовские отмазки последнего: «Мне тоже не нравился тот наряд с шортами, считаю это недомыслием. Но он был применяем по достаточно утилитарным мотивам: не хотелось «три пота из майки выкручивать», какие-то костюмы по городам возить». То, что у других групп и исполнителей, в том числе куда менее популярных тогда и, следовательно, куда менее обеспеченных, такой «проблемы» с костюмами почему-то не было, рокеру-оппоненту в голову не пришло, как и куда более очевидная и лежащая на поверхности мотивация Кинчева покрасоваться своей завидной на тот момент физической формой перед аудиторией.

У меня нет сомнений, что оппонент умеет думать, но то, что это умение у него отключается, когда речь заходит об его кумире Константине Кинчеве, и он, будучи взрослым православным мужчиной, превращается в аналог тринадцатилетней фанатки Джастина Бибера, нелепо оправдывающей проколы своего идола, это стыд и печаль.

И при этом рок-фанаты, исходя их своих музыкальных предпочтений, мнят себя лучше людей, «слушающих попсу» и прочие популярные жанры. Касательно рокерского элитаризма мне понравилось высказывание одного ЖЖ-блогера. Приведу его в несколько перефразированном виде: «Самая худшая разновидность людской массы – людская масса с претензией». Вернёмся к песне «Алисы».

Уроки лет, заветы века
И предсказания эпох
Не изменили человека,
Он тот же загнанный лох.

Все та же спесь, все те же позы,
Все тех же ниток узлы.
Семь из десяти по жизни козы,
А остальные — козлы.

Лишь единиц готовит Небо
Увидеть в круге воды,
Что даже там, где ждет победа,
Недалеко до беды.

Люди, не знающие о вреде рок-идеологии, могут спросить: а что, собственно, не так с этим рокерским текстом? Он вроде даже кажется правильным. Если не вникать в него и не понимать некоторые нюансы, его можно так воспринять, однако текст неправилен, так сказать, по существу. С одной стороны, тут достаточно тонкие вещи, с другой — всё более-менее лежит на поверхности. Я постараюсь понятно объяснить, почему такие тексты мало того, что несовместимы с Православием, так ещё и представляют собой, без преувеличения, нравственную ересь.

В процитированном отрывке наш «православный рокер» категорично обличает всё человечество, притом не какую-то его часть, а всех без исключения, в том числе и нас с вами. Все у него «лохи», «козлы» и «козы». Оценили глубину христианской мысли, меткость и достаточность характеристик? У меня, признаться, возникло ощущение, что это не распиаренный «христианский рок-музыкант», а гопота у подъезда философствует.

Рок-группа Кинчева «Алиса» — «Жги»: рокерский протест и Православие. Можно ли православным слушать рок (3)

Фото: Дмитрий Локтев / www.alisa.net

Для тех, кто считает приведённый фрагмент в целом чем-то потрясающим в плане смысла, предлагаю одну задачку: придумайте что-то ещё банальнее по содержанию. В нём даже ничего специфически христианского нету, но не суть.

Сам Кинчев, конечно же, не «лох», не «козёл» и не «коза». Более того, он свысока обличает это никчёмное отребье. А как иначе! Он же ведь Д’Артаньян, герой, правдоруб, бунтарь-обличитель, «не такой, как все». Этот клоун весь в белом, поскольку считает себя несомненно правым, он над объектом и адресатами обличения, он выше и правильнее всего этого, пришёл нарушить спокойствие, сказать «неприглядную правду» и обличить жалкое быдло.

Если кто-то наивно полагает, что Кинчев не относит себя к «единицам, которых готовит Небо», а смиренно встаёт под собственную раздачу, то вот следующие строки. Он не просто причисляет себя к избранным, а делает это вообще без каких-либо сомнений и заканчивает довольно надменно:

Жги, жги землю ветер!

Есть упоение в бою!
В груди пульсирует победа!
За эту жизнь благодарю
Силу Того Света! Да!..

Какая жизнь, такие песни,
И ни добавить, ни взять.
Я остаюсь лишь с теми вместе,
Кто знал, за что умирать.

Вы думали, Православие и неприкрытая гордыня с превозношением — это несовместимые вещи? «Православный христианин Константин Кинчев» оставляет позади этот предрассудок! Раньше я думал, что заниматься обличением надо ради борьбы со злом, а, оказывается, бывает и дополнительная мотивация — самоутверждение и подпитка своего раздутого самомнения.

Вы только вдумайтесь в смысл приведённого ранее четверостишья: «Лишь единиц готовит Небо / Увидеть в круге воды, / Что даже там, где ждет победа, / Недалеко до беды». Мало того, что это образец графомании и топорного построения текста, так тут ещё утверждается, что Небо готовит единиц! Получается, Господь пришёл спасти и просветить не всех, а только отдельных «избранных», которые способны увидеть реальное положение дел и «соображают» в отличие от быдла, что ничего не понимает и ведёт негодную жизнь.

И на этом же самом альбоме тот, кто превозносился над остальными, поёт в песне о левше: «И стать иным, / Пожар гордыни переплавить в дым». Кинчев, полагаю, плохо понимает, насколько несуразно выглядят такие строки по соседству с творчеством, основанным на гордыне.

Тут есть важный для понимания нюанс: гордое бунтарство здесь не просто личный грех отдельного рок-исполнителя, оно – неотъемлемая часть рокерского мировоззрения. Это не реакция на конкретный случай, это то, как рокер реагирует и воспринимает все подобные случаи и вообще видит мир. Например, сложные взаимоотношения с кем-то также могут стать причиной написания текста, и там тоже будет вызывающий протест, может, с обречённым неравным драматическим противостоянием или, наоборот, с издевательским подростковым эпатажем.

AKR — Любовный дисс на Роскомнадзор

Кадр из клипа на протестную рок-песню видеоблогера Akr

Этот протестный дух и настроение весьма заразительны для определённой аудитории, поза дерзкого бунтаря-обличителя соблазнительна и тешит гордыню. Слушатель равняется на «гуру» и начинает свысока смотреть на людей «не в теме», ведь его кумир якобы интеллектуал и правдоруб, а другие слушают какой-то отстой и вообще тупая серая масса.

Обычно в качестве примера я привожу цитаты из песен рок-исполнителей, известных в первую очередь как рок-исполнители, однако в этот раз ради разнообразия и для того, чтобы показать, что необязательно быть профессиональным рок-музыкантом, главное — являться приверженцем соответствующей идеологии, процитирую строки людей, погружённых в рок-культуру, но для которых рок-творчество не является основной деятельностью.

В своё время видеоблогер Akr (Артур Кутахов) в ответ на блокировку Роскомнадзором ресурсов с анимешной порнографией записал рок-песню, назвав её «Любовный дисс на Роскомнадзор!»:

Плевать, кому и сколько лет и что меня не ждали.
Цензуре места больше нет — мы не на Первом канале…

Хэй!
Роскомнадзор,
Заблокируй ты меня, не откладывай на потом!
Хэй!
Содомгомор разразился на глазах – не отделаться стыдом…
Распахни взор, пока свобода накрыта массивным щитом.

Алкоголик, наркоман и просто Не Тупой видеоблогер Стас «Ай, Как Просто!» Васильев и его песня «[Нецензурный эпитет] Дудь» (журналист Юрий Дудь признан иностранным агентом):

Смена поколений, где нет ни капли интеллекта.
Я тут, чтобы вам [плохо] сделать, (…) дети…
Музыка от (…) для тупого большинства…

Знаю, мне не достучаться.
Стою, курю на балконе…

Как же (…) теперь обидно,
Что таким вот уродился.
Мог поверить в ложь, ведь правда –
Объективно полная [ерунда]…

[Долой] конъюнктуру!

Обратите внимание, когда горделивым протестом занимаются либералы или отставшие в развитии контркультурщики, это смотрится куда органичнее и не выглядит совмещением несовместимого.

Бытует вредное и опасное заблуждение, что Кинчев, по крайней мере, лучше, чем они. Так можно было бы сказать, мол, и тут ничего хорошего, но там совсем дегенераты, если бы он не вплетал в рокерские тексты православную тематику.

В действительности же он гораздо хуже их. Не благодаря им, а именно благодаря Кинчеву и ему подобным в своё время возникло ложное впечатление, что глубоко сомнительная музыка рока и противоречащая Христианству маргинальная идеология, где гордыня и эгоцентризм являются неотъемлемыми элементами, не противоречат и прекрасное сочетаются с жизнью православного христианина. На Константине Кинчеве и его пиарщиках из числа «миссионеров» львиная доля вины за то, что подобная мерзость удобно попала в церковную ограду и каким-то числом людей до сих пор воспринимается как что-то положительное.

Стас Ай Как Просто и рок-группа

Кадр из видеоклипа Стаса «Ай, Как Просто!» Васильева

Заявлять, что Кинчев лучше, это словно утверждать, что изощрённая полуправда лучше «обычной» лжи или что ересь, тонко подменяющая Православие его искажённой версией, лучше неприкрытого и очевидного язычества.

Если для фанатов, как мы видели выше, обычное дело – выгораживать объекты поклонения, то для тех, кто не пошёл по ложному пути создания кумиров, необходимо сохранять трезвость восприятия и критическое мышление, даже если оцениваемое явление якобы выглядит православно и благочестиво.

Поразительно, как в человеке может смешиваться рокер, который «не такой, как все», «умеющий думать», инфантильный претенциозный бунтарь, и христианин! Это дикое извращённое сочетание Константин Кинчев предлагает аудитории, в особенности православной, в качестве примера.

Рокеры через призму протеста воспринимают реальность, ощущая себя «думающими» эпатирующими героями, стоящими над глупой биомассой, такие из себя горделивые бунтари-«просветители». Насколько эта идеология вредна и несовместима с Православием, мы разобрали сейчас на ярко выраженных примерах.

Поделиться ссылкой на материал в социальных сетях

One comment

  • Пояснение, зачем я вспомнил о своей рецензии на алисовский альбом «Саботаж», вышедшей много лет назад, поднял такие же старые размышления о песне с этого альбома и написал об этом статью.

    В 2013 году я решил сделать интервью на тему рокерского протеста с одним из своих бывших соратников. Перед вопросами, чтобы читатель ощущал предмет разговора, я написал небольшую заметку про песню Алисы «Жги».

    С интервью в итоге не получилось. Впоследствии я написал статью «Как выглядит рокер изнутри, и что лучше: классика, рэп или рок», где косвенно коснулся вопросов, которые хотел задать собеседнику, и закрыл для себя эту тему.

    Перебирая старые файлы, я вновь увидел эту заметку, и она мне в целом понравилась. Было жалко её удалять. Однако материал пришлось переделать и дополнить: насколько помню, он намеренно был написан больше с нейтральной позиции, чтобы не перетягивать одеяло на меня и дать в полной мере проявить себя собеседнику, для отдельной от интервью публикации эта некоторая нейтральность уже не подходила; полемическая часть была недожата в плане жёсткости, особенно по моим нынешним меркам; так себе раскрывались некоторые важные моменты.

    По окончании работ получилась довольно-таки большая статья, дополненная разными мыслями по теме. Надеюсь, кому-то она будет полезна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *