Фильм ужасов «Сайлент Хилл»: о чем молчит тихий холм?
Сегодня я предлагаю вспомнить довольно известный, хоть и далеко не новый канадский фильм ужасов «Сайлент Хилл».
Разговор об этом фильме, думаю, уместно будет начать со слов, сказанных некогда Господом нашим Иисусом Христом о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Да, «Silent Hill» я воспринимаю как фильм откровенно сатанинский и наполненный патологической ненавистью к Христианству. Но при всем при том в этой ленте кроются вынужденные признания, на которые следовало бы обратить внимание всем скептикам-маловерам.
Итак, что это за фильм?
Максим Якушев в своей занятной рецензии сообщает, что картина основана на популярной хоррор-игре «Сайлент Хилл» от Konami.
Сценарий фильма создан Роджером Эйвери (он является соавтором «Криминального чтива», получил «Оскар» 1995-го года за лучший сценарий), а снимать картину было доверено французскому режиссеру-сюрреалисту Кристофу Гану. Этот человек известен тем, что в 1994 году написал сценарий и снял эпизод фильма, посвященного черной магии «The Necronomicon» («Книга мертвых») по Г. Ф. Лавкрафту; позже получил несколько премий за снятый им в 2001 году ужастик «Братство волка».
Выход в свет фильма «Сайлент Хилл» датируется 2006 годом.
Сценарий фильма в двух словах состоит в следующем. Бездетные супруги Да Сильва берут из приюта девочку, которую назвали Шэрон.
Где-то на подходе к пубертатному периоду у девочки начали наблюдаться психические аномалии: она начала страдать лунатизмом; находясь в сумеречном состоянии, создавала странные и страшные рисунки; проявилась общая неуравновешенность натуры. Психиатры разводили руками, состояние девочки ухудшалось; названная мать, которую звали Роуз, решила искать решение проблемы в том месте, которое в бессознательном состоянии называла девочка. Роуз покопалась в интернете и тайком от мужа повезла девочку в городок Сайлент Хилл, Западная Вирджиния. Еще на подъезде к тем краям Роуз выяснила, что город давно заброшен из-за продолжавшегося многие годы подземного пожара на угольных шахтах.
При въезде в городок машина Роуз попадает в аварию. Роуз теряет сознание, а придя в себя, обнаруживает, что Шэрон исчезла. Здесь завершается предыстория и начинается основное повествование.
Покинув машину, Роуз оказывается в некоем отвратительном мире, населенном монстрами и доведенными до отчаяния людьми. Здесь не бывает солнца, с неба сыпется пепел и происходят всякие невероятные вещи. Приходит на ум, что место это находится не на земле, а в некоем духовном пространстве на полпути между жизнью и смертью. Вскоре Роуз обнаруживает здесь церковную общину, руководимую женщиной по имени Кристабелла.
Время от времени над этим миром воцаряется тьма, и все, кто в это время оказываются за пределами храма, рискуют стать добычей ужасного безжалостного демона.
В поисках приемной дочери Роуз оказывается сначала в обществе Кристабеллы, показанной злобным и властолюбивый человеком, а затем — в логове демона Алессы. Там выясняется, что этот демон – темная сторона девочки Алессы Гиллеспи, из которой некогда изгоняли огнем дьявола, причинив бедняжке жуткие ожоги (Шэрон оказалась светлой стороной этой девочки).
Тем временем Кристабелла готовит огненный экзорцизм и для Шэрон, которую она обнаружила прячущейся у матери Алессы Далии Гиллеспи. Роуз, которая ради спасения Шэрон добровольно приняла в себя демона, приходит в собор как раз в то время, когда девочку готовятся опустить в костёр. Роуз кричит Кристабелле, что её Апокалипсис — выдумка, что мир продолжает существовать, и только она виновата в проклятии, постигшем Сайлент Хилл. Кристабелла ударяет Роуз ножом. Этим поступком она выпускает на волю тёмную половину Алессы, которая теперь получает власть действовать в храме. Алесса вызывает из подземного огненного ада прикованную к больничной кровати обгоревшую и повзрослевшую Алессу. Вместе они уничтожают верующих — их разрывают на части нити живой колючей проволоки.
Роуз и Шэрон, объединившая в себе темную и светлую свои сущности, отправляются домой. Но они по-прежнему существуют в другом слое реальности: Кристофер, муж Роуз, их не видит, да и они не замечают его присутствия в доме.
Такая вот мрачная страшилка с очень сомнительным хэппиэндом.
Сколько ни читал я русскоязычных рецензий на фильм (см., в частности, тут и тут), везде верующих Сайлент Хилла определяют, как сектантов. И правда, на первый взгляд они действительно представляются некоей изуверской сектой. Каждый, живущий в православной стране, знает, что христиане не жгут маленьких девочек (больших – тоже), дьявола изгоняют молитвой, а не огнем и не рукополагают в пресвитеры женщин. Это действительно так, но при более внимательном анализе увиденного в фильме у воцерковленного человека начинают возникать недоуменные вопросы. Во-первых, эти «сектанты» почитают честной животворящий крест, причем именно в православном его начертании (сравните крест на двери заброшенной школы с крестом на изображении преподобного Исидора Пелусиотского); у них имеется некий аналог икон, показанных, правда, в откровенно пародийной форме.
И на молитве в храме они стоят, как мы, православные, а не сидят, как католики.
Наконец, отталкивающий образ Кристабеллы в момент ее гибели вдруг обретает высокие черты православных мучеников за веру.
Всех этих внешних признаков было бы, конечно, недостаточно, чтобы отождествить себя с этими малопривлекательными личностями, но есть и еще одна принципиальная деталь: по фильму тьма и ее ужасы не имеют доступа в этот храм к этим людям, и демоны получают власть лишь над теми несчастными, которые в темные периоды так или иначе оказались за его пределами. Но ведь ложь не способна защитить от сил ада. Защиту человеку дает лишь Истина. Значит все, происходящее в фильме, следует воспринимать, как антиправославную аллегорию, созданную извращенным сатанинским сознанием.
Придя к этому выводу, мы без труда расшифруем послание зрителю, сокрытое в ленте.
Под огненными зверствами, с которых начались все несчастья обитателей городка, следует понимать самые обычные православные Таинства (Крещение, скажем). Да, бесами наши Таинства должны восприниматься именно так. Кто читал, кто на видео смотрел, а кто и вживую слышал, как бесы устами одержимых вопят: «Уберите крест, он меня жжет!» Прикосновение к душе святыни в церковных Таинствах кажется бесам огнем сожигающим. Отсюда и «огненный экзорцизм» Сайлент-Хилла. А обгоревшее тело девочки оставим на совести создателей фильма. Как бы они иначе добились сочувствия зрительской аудитории к явно демоническим персонажам.
Изгнанные из душ членов Церкви, бесы всячески нападают на верующих извне, стараются превратить нашу жизнь в непрекращающийся ад, подтолкнуть к отпадению от Церкви искушениями и страхованиями. Окружающий, обезверенный, мир живет совсем иначе, спокойно и, в целом, безмятежно. Зачем нападать на них бесам, когда они и так всецело во власти дьявола. Ни к чему их беспокоить до поры, пусть дремлют. Схватка происходит здесь, на пороге Церкви, в которой верующие получают спасение.
Несложно догадаться, Кого создатели фильма кощунственно оклеветали в образе Кристабеллы. Именно Пресвятая Богородица неизменно пребывает с нами, слепыми и несчастными, незримо ограждает, утешает, ведет ко спасению. Именно Она, превысшая ангелов, является средоточием злобы сатанинской. Мы видим в фильме, как неистово желали бы демоны расправиться с нашей Заступницей, а затем и со всеми нами.
Невозможно, чтобы падшие духи всерьез рассчитывали одолеть Ту, Которая носила во чреве Создателя мира. Сцены, разворачивающиеся перед зрителями на экране, преследуют единственную цель: ввергнуть зрителя в страшный грех соучастия в злобе сатанинской.
Итак, за исключением развязки, мы видим в фильме то, о чем свидетельствуем в учении Церкви: мир, сам того не замечая, полностью пребывает во власти сатаны. Православие — единственная религия, способная привести человека к спасению. Все это подано, конечно, как бы с позиции демона, который вынужден признавать силу и исключительность Православия.
И мы, верующие православные люди, видим ту глубину ненависти, которую испытывает враг рода человеческого к нам, находящимся под покровом Божественной благодати.
Этот материал находится в разделах: «Видеоигры» и «Кино, театр и мультипликация».
Фильм так себе. А вот игра…. Куча трупов (…) по коридорам больницы. Классная игра.
Толсто.
Зачем везде искать проявление дьявола? Почему нельзя просто расслабится и смотреть фильм, играть в игру или слушать музыку?
Можно, только осторожно.
Потому что это скучно и тупо,смотреть что-то или слушать бездумно. Фильмы, игры, музыка созданы для расслабления,конечно,но в особенности для того, чтобы человек думал, учился чему-то, а у таких, как Вы, людей всегда все просто) Лично мое мнение.
Сделайте материал по поводу нового клипа Behemoth (…)
О, нет! Мне предыдущего хватило. У меня не титановые нервы, чтобы смотреть такое ещё раз.
Зря…там никакой крови и насилия нет, просто хотелось бы услышать от вас, какой смысл заложен в этом новом клипе. У меня у самого есть несколько вариантов описания сюжета ))
Я глянул тогда клип, но забыл отписаться и в итоге так и не ответил. Прошу прощения за такую задержку с ответом. По-моему, содержание видео простое. Группа «Бегемот» здесь — «крутые» маги-сатанисты, своего рода, оккультная закулиса, от которой простому смертному не укрыться. Девушка со странной внешностью — это их жертва, которую они преследуют. Ей не по себе, она как бы выпала из обычного течения жизни и среди людей никак не может найти защиту. В конце Бегемоты расправляются с ней посредством каких-то ритуалов вуду. Думаю, суть клипа — создание образа крутого и всесильного сатанизма. Я поставлю обзор в список планов. Как раз добавлю новую информацию о Behemoth на сайт.
Благодарю за статью. Раньше этот фильм любила, теперь понимаю, что это просто изощренный перевертыш. Кстати, имя Кристабелла расшифровывается как «последовательница Христа». Действительно: ничего лишнего и случайного не бывает ни в литературном творчестве, ни в кино. Все зиждется на деталях..
Спасибо за дополнительную информацию!
Здравствуйте. Если говорить про фильмы ужасов и скрытые смыслы в них, то могу посоветовать один фильм. Фильм называется «Спящий лагерь». С первого взгляда кажется что это обычный фильм ужасов, но в нём есть много скрытых смыслов. Предлагаю вам посмотреть этот фильм и написать подобную статью про него (ну или просто написать мнение здесь, в комментариях).
Здравствуйте! Прошу прощения за поздний ответ! В подростковом возрасте был фанатом фильмов ужасов, однако сейчас стараюсь всячески избегать таких фильмов, даже их отдельных отрывков. Если честно, не очень охотно бы взялся за анализ такого. Я в принципе мог бы проанализировать этот фильм, но у меня планы по написанию статьей плотно расписаны. Если хотите, могу написать автору данной статьи, и, если его заинтересует предложение, он, возможно, напишет обзор.
«Верующие», изображённые в этом фильме — то, от чего следует беречься настоящим верующим. Слепая вера ещё никого никогда не спасала. И фарисейство — тоже. А в Кристабелле, готовой ради своей «веры» сжечь ребёнка, я истинной веры уж точно не вижу. Поэтому её религия — ничто. Поэтому бесы будут бесчинствовать в храмах, наполненных вот такими вот «верующими». Не видящими очевидных вещей за своей слепотой — например, того, что душевно все они уже мертвы. И то, что они в качестве символа своей веры намалевали крест — не делает их приобщёнными этого креста. Ведь многие сектанты тоже им прикрываются, но разве поэтому мы должны им верить?
Знаете, что отличает верующего человека от фанатика? Верующий готов умереть ради своей веры, а фанатик готов убить ради своей веры тех, кто с ней не согласен. Однако ж сам при этом будет жаться и бояться смерти, что Кристабелла и делала.
Рената, создатели фильма явно не ставили задачу предостеречь верующих от фанатизма. Положительные персонажи киноленты — демонические; показанный в ней мир — откровенно оккультный. Отрицательные персонажи, верующие — это христиане в преставлении авторов. Если исходить из деталей и концепции тамошнего мироздания, это яростный лживый выпад именно в сторону Христианства.
Если вы не видите в фильме этого момента предостережения от фанатизма, то это тревожный звоночек для вас.
Но фильм конечно же критикует и само христианство, как приводящее к фанатизму. Тот факт, что в конце обе стороны девочки объединились в одну вполне просто считывается. Авторы скорее всего приверженцы какого-то недуалистического мировоззрения (обычного светско-философского, или же под общим влиянием нью-эйджа на западную культуру). Секта показанная в фильме пародирует христианство в целом, конечно же, как мировоззрение, стремящееся уничтожить в человеке его тёмную часть, и из-за этого впадающее в насилие и фанатизм. Тогда как с точки зрения холистических мировоззрений, тёмная часть в человеке должна находиться в естественной гармонии со светлой, и любые перегибы якобы и рождают зло.
Как обычно, в своё время пропустил комментарий и в последствие забыл на него ответить. Автор коммента, думаю, уже благополучно забыл о дискуссии. Тем не менее, дам кратко публичный ответ.
1) Я не считаю и не должен считать клевету сатанистов на Христианство как предостережение христианам от чего-либо.
2) Я не сторонник демонических идей о необходимости гармонии добра и зла в человеке и не считаю борьбу со злом внутри себя шагом к «фанатизму».
Большего бреда я в жизни не читал. Автор, Бога побойтесь.
И так, по-порядку.
Пытаться видеть скрытые христианские и сатанинские смыслы в фильме с весьма поверхностно и во многом откровенно халтурно разработанной мифологией и предназначенного для широкой публики, это, конечно же, сильно. Вы часом в Человеке Пауке каких-то тайных апокалиптических смыслов не нашли?
О том, что культ этот разработан довольно поверхностно и за ним нет никаких тайных отсылок к христианству, можно догадаться самому, да и об этом говорят сами авторы фильма. В этом вы можете убедиться, поиграв в игру Сайлент Хилл и посмотрев фильм «Как снимали Сайлент Хилл».
В игре культ носит открыто сатанинский и языческий характер, особо даже не пытаясь облекаться в христианскую оболочку. Есть некоторые внешние элементы, вроде внешнего вида храмов и некоторых терминологий, но всё это носит откровенно глумливый характер. По вероучению же культ представляет из себя гремучую смесь местных индейских верований (выдуманных), оккультизма и крайне малой толики христианских мотивов. Согласно мифологии игры, культ зародился в результате смешения всё тех же индейских верований и протестантских вероучений, в последствии облекаясь в оккультную форму. Сам же Сайлент Хилл построен на месте старых индейских капищ, что косвенно объясняет его паранормальную природу. Так же, согласно мифологии игры, культисты противопоставляют себя христианам, т.к. одна из «святых» культа якобы была ими убита.
Так, в учении культа присутствуют языческие индейские божки — Кзучилбара, красный бог и Лобсель Вис, жёлтый бог (выдуманные). Сама же концепция Бога у культа просто офигеть какая христианская — страдающие люди ритуально зачинают «бога», чтобы он построил для них рай на земле. Суть именно в том, что люди при этом должны страдать, чтобы «бог» видел, что в нём нуждаются, и смог родится. Но как только люди перестают страдать, «бог» умирает и процесс нужно начинать сначала. И так до бесконечности. При этом самого «бога» можно убить, при том сделать это дают в третьей части игры.
Так же культисты практикуют чёрную магию, что вообще никак с христианством не вяжется. Ритуальные убийства, самоубийства, а так же открытая бесовщина, вроде печати Самаэля и т.д. — это в культе в порядке вещей.
Но это игра, а что в фильме?
Ну, во-первых, главный декоратор фильма прямо заявлял во всё том же «Как снимали Сайлент Хилл», что не ставил цели делать христианский храм. Наоборот, он хотел сделать его максимально не похожим на него, и вдохновлялся он в первую очередь массонскими замками. Вышло у него это или нет — вопрос другой. Но то, что прямо было заявлено, что это НЕ христиане, очевидно. Так же прямо было сказано: «в центре мы решили поместить картину с сюжетом сожжения ведьмы, чего в христианских храмах вы точно никогда не увидите».
Во-вторых, порадовал аргумент с крестом. У меня вопрос — а саентологи тоже христиане? Плюс культисты, хоть и цитируют Библию (Апокалипсис, который почему-то у них стал общинной молитвой), нигде больше не упоминают ни Христа, ни что-либо иное христианское. О кресте говорится лишь, что это «символ нашего единства, символ нашей веры». Ну и плюс согласно задумке это вроде вообще как символ солнца.
В-третьих, Роуз Дасильва, главная героиня, абсолютно точно христианка, т.к. в трудную минуту, когда за ней гонятся культисты, сжимает в руках крест и молится (сцена в туалете). Помимо неё в фильме присутствуют и другие христиане (католики), настоящие, которые показаны как персонажи положительные, и мир которых прямо противопоставлен миру Сайлент Хилл — это и муж Роуз, и приют с его обитателями.
В-четвёртых, монстры в Сайлент Хилле это вовсе не демоны, а материальное воплощение страхов и эмоций Алессы: Безрукий, олицетворяющий беспомощность (отсутствие рук и глаз) и накопившуюся злобу (потоки кислоты, периодически извергаемые ей); Пирамидоголовый, олицетворяющий жажду справедливости и мести. Так же монстры — это наказанные Алессой жители культа: Пепельные дети вначале фильма это одноклассники Алессы, кричащие ей «сгори», а теперь сами горящие изнутри; Скрученный — уборщик Колин, попытавшийся изнасиловать Алессу, и за это поплатившийся вечными муками. Это тоже с христианством не согласуется, да и с сатанизмом тоже — просто мистика и фантасмогория, ничего более.
В-пятых, опять же, автор, побойтесь Бога, сравнивая Святое Крещение с ритуальным сожжением «ведьмы». Вовсе не очистить от грехов культисты хотели Алессу, а уничтожить, полагая, что она сама — грех.
В-шестых, совсем не въехал в пример с католичеством и православием. Он совершенно не к месту, да и вам ли не знать, что далеко не во всех православных церквях есть практика стоять всё богослужение? Нету такой практики и у дохалкидонитов — в храмах там есть скамейки. Да и в католичестве принято сидеть лишь на чтении апостола, проповеди и подношении. Большую часть времени люди молятся стоя либо на коленях. Что до культистов, то там мало того, что ЕСТЬ скамейки, так люди ещё и в центральной части храма молятся на коленях, образуя собой собственно культистский крест. Опять же, создатели фильма заявили, что это отсылает к масонству и язычеству, а не к христианству. Плюс всё, что есть у культа от христианства, досталось ему от, в первую очередь, многочисленных протестантских сект Америки.
Согласен я лишь с тем, что обстоятельства, при котором для монстров извне недоступен храм, весьма смущающие. Плюс самими создателями тёмная сторона Алессы прямо названа «Дьяволом». Это подтверждают обстоятельства её появления, и принятие её самой Алессой, после чего на город опускается тьма, и слова самой сущности: «У меня много имён» — чем не сделка с дьяволом ради мести?
Казалось бы, вот оно! Но и тут всё не так просто.
Авторы так же упомянули, что Тёмная Алесса это не Дьявол в христианском понимании, а в японском, т.е. тёмная сторона человека. Некая похожая концепция есть в идиомах «наши демоны» в значении «наши пороки» и т.д. Плюс наказания Алессы очень уж похожи на справедливые воздаяния за грехи. Культисты совершили страшное преступление — изувечили невинного младенца, за что жестоко поплатились. Но вместо того, чтобы раскаяться, они ещё сильнее утвердились в своих грехах и слепой вере в свою праведность, создавая тем самым для самих себя свой собственный ад, пока вокруг во всю кипит жизнь.
Я что-то не упомню у дьявола в христианстве и сатанизме карательных функций, за-то таковые вроде как есть в каббале и иудаизме. Тоже сомнительные идеи, но точно не сатанинские.
И так, что мы имеем? А имеем мы простой фильм ужасов, понадёргавший всего отовсюду. Как итог — идеи достаточно незграбные и невнятные, но ничего антихристианского там точно нету.