Особенности тяжелого рока: это не-музыка, дающая ощущение ложной свободы
В миллион первый раз слышим мы свидетельство о некоей «особенности» хард-рока. Рок-миссионер о. Сергий (Рыбко) говорит:
«В классической музыке нет чего-то, присутствующего в тяжелом роке, в арт-роке: когда небо опускается на землю, касается наших сердец, и уносит их с собой. В рок-музыке есть также что-то неотмирное, что-то, чего не было в этом мире…
Погружаясь в рок-музыку, мы проникались духом бунта, который в ней звучал».
Все стороны дискуссии, как любители хард-рока, так и категорические противники подобной музыки, вроде меня грешного, — сам я в прошлом был не просто «любителем», а откровенно диким (почти в прямом смысле) рок-фанатом, — так вот, абсолютно все признают, что тяжёлый рок в определённом смысле является особенным и сильно отличается от иной музыки. Поэтому необходимо признать наличие «особенности» в данном явлении за установленный эмпирический факт и далее искать объяснение, где именно лежит эта «особенность», в чём она заключается, что это такое, или уж очень конкретно — как именно звучит «дух бунта» в хард-роке. Дух бунта туда заложен, и там он именно что звучит. Как же он звучит?
Музыка настоящая, «классическая», или лучше сказать академическая, с незапамятных времён от Рамо и до Шнитке, а также современных нам латиноамериканцев: Сальгана, Маркеса, Джинастеры и других, — всё это по своей сути является «культом порядка», то есть музыкальная гармония («порядок») есть предмет интереса музыканта и единственное содержание и цель музыкального произведения.
В хард-роке всё не так. Тяжёлый рок — это «культ беспорядка»!
Ритм, бывший в прежние времена служебным средством простого масштабирования, игравший сугубо подчинённую роль, становится главным действующим фактором, и всё переворачивается вверх дном. Гармония и порядок оказываются в подчинении у ритма. Тот «прорывается» наверх и разрушает гармонию. Трёхаккордный примитивнейший, но всё же порядочек уничтожается взрывным ритмом, и наступает хаос. В чистом виде мы видим это у Джими Хендрикса, выходца из семейства шаманов вуду.
Желающие легко могут убедиться сами. Возьмём такую «композицию», как, например, поистине «программное произведение» Хендрикса «Stone Free». Что в этом «произведении» происходит? А происходит следующее: после двух куплетов, имеющих «порядок» трёх аккордов, начинаются самые главные события, а именно — эти три аккорда отбрасываются, и происходит полное погружение в хаос, и это погружение есть опытное переживание той «свободы», о которой так много написано на сайте. Ритм побеждает гармонию, она приносится в жертву ритму, «кто был ничем, тот станет всем», революция. Бунт против гармонии произошёл, революция свершилась, всякая власть свергнута, и пришла «свобода»!..
Опытное переживание данной «свободы» — это и есть тот самый «дух бунта». Отсюда содержание и назначение хард-рока — это опытное переживание анархии и протеста против всего, что её сдерживает.
Именно это я, грешный, и испытывал в молодости, когда приходил из школы и, даже не переодевшись, включал Хендрикса и обязательно погромче, чтобы непременно оглушало. Ведь если не оглушает, тогда и «полная свобода» не достигается. Говорю это всё, увы, из личного опыта, от первого лица…
Борьба ритма против гармонии — такова «онтология» хард-рока. Таким образом, это не музыка вообще, это антимузыка, явление, ставящее перед собой совершенно иные задачи, чем те, что ставились столетиями и тысячелетиями. Тут действительно есть то, чего нет больше нигде, — протест против того, что созидалось тысячелетиями, бунт против культуры, порядка, власти и против всего вообще. Бунтарство как таковое.
И это не столько субкультура, сколько антикультура, идущая против культуры вообще. Короче говоря, если «шансон» — это субкультура, то рок — антикультура, ведь в «шансоне» «дух бунта» не звучит…
Поэтому я категорически называю хард-рок антимузыкой. Здесь нет поиска порядка, напротив, есть борьба с любым проявлением порядка и поиск беспорядка. А уж как можно такую мерзость допускать до церковной ограды — уж извините, у меня вообще никаких слов нет!..
Владислав Ломанов
Этот материал находится в разделе «Рок-музыка и субкультуры».
В нём упоминаются Джими Хендрикс и игумен Сергий (Рыбко), чьи страницы имеются в персоналиях.
Этот материал находится в разделах: «О роке и поп-музыке в целом (о поп-музыке (рок, попса и т.п.) в целом)» и «Споры, опровержения (защитникам рока, рок-миссии)».
Прокомментируйте нападение представителя «Народного Собора» на фронтмена группы Belphegor в Петербурге https://www.youtube.com/watch?v=dnUDU0ZjslM
Алексей, простите, что снова очень поздно Вам отвечаю. Я против сатанинских групп и их выступлений, но подобное поведение никого не красит. Я, честно говоря, в недоумении, зачем Анатолию Артюху понадобились эти хулиганские выходки, ведь он в конечном итоге использовал законные меры против концерта данных сатанистов. Быть может, Энтео как-то вдохновил своими аналогичными поступками…
Он себя повел как явный провокатор. Сначала провоцировал драку, а потом писал бы заявление в полицию, что его избили.
— ведь он в конечном итоге использовал законные меры против концерта данных сатанистов —
Мне кажется, что не было никаких законных оснований запрещать концерт группы Belphegor. Я уже молчу про то, что они до этого несколько раз выступали в России. Просто скорее всего сверху была дана отмашка на срыв подобных мероприятий.
Вы же прекрасно понимаете, что никакой Артюх, ни тем более Энтео не смогли бы запретить или сорвать концерт.
«Он себя повел как явный провокатор. Сначала провоцировал драку, а потом писал бы заявление в полицию, что его избили.»
Ну, пока они не уехали в микроавтобусе, он всячески пытался сцепиться по-настоящему, но его останавливали. Как я писал выше, я не могу одобрить такое поведение, которое вдобавок даёт хороший повод для дискредитации. Надеюсь, эти странности имели разовый характер.
А кому сверху это надо? Власть, как правило, у нас отнюдь не занимается защитой и насаждением православных ценностей. Та скандальная выставка, которую громил Энтео с компанией, не была априори отменена, и Милу не выпустили вскоре. До этого пытались отменять концерты Леди Гаги и «Мадонны» похожим способом, что и концерт этой группы, но не получалось. Сейчас, видимо, стали более подкованы юридически, или появилось больше законных рычагов.
— А кому сверху это надо? —
«Сверху» имеется не ввиду не прямо от руководства, а от чиновников по мельче. Особенно это касается областные центры.
Зачем им это надо? Вопрос сложный. Потому что тоже я не совсем понимаю, зачем привлекать к ответственности людей, которые что-то написали в соц. сетях или сделали репост картинки. Однако с недавнего времени такая практика имеется.
Я полагаю, что отмена концертов была связана с предвыборным пиаром определенных лиц. Ну а козлами отпущения на ком можно было отыграться сделали музыкальных исполнителей и их поклонников.
— Сейчас, видимо, стали более подкованы юридически, или появилось больше законных рычагов. —
В России и на всем пост-советском пространстве законы носят сугубо условный характер, когда они идут в разрез с волей начальства. Если к примеру вы устраиваете мероприятие и кто-то из чиновников решил его сорвать, уверяю вас, они найдут любую зацепку, чтобы это сделать. Начиная от виз исполнителей как было с Behemoth, заканчивая элементарным выключением света как это было с концертом Cannibal Corpse в Уфе.
Вот к примеру опять недавняя новость об отмене очередного концерта.
В Москве и Уфе из-за «постоянного давления местных властей» не состоятся концерты готик-метал-группы Theatres Des Vampires.
Об этом рассказала вокалистка итальянского коллектива Соня Скарлет: «Theatres Des Vampires с сожалением сообщают, что предстоящие концерты, запланированные в России в городе Уфа (клуб «Огни Уфы», 30 октября) и в Москве (клуб «Bud Arena», 31 октября) отменены из-за постоянного давления местных властей на нашего российского промоутера (как он сообщил нам сегодня), который был вынужден отменить эти два мероприятия.
К чем я это все вам пишу? Что определенная репрессивная система ни как не красит нынешнюю власть. Более того, что им не важно на ком отыгрываться. Сегодня они отыгрываются на любителях тяжелой музыки, завтра они точно также могут отыграться на вас.
Никак не отношусь к рок музыке, но бога же нет. Смысл ненавидеть своих сограждан за вкусы? 21 век, детский сад, попы на лямках.
Бог есть. Писать слово «Бог» с маленькой буквы, когда речь идёт об Едином Божестве, элементарно неграмотно, поскольку это имя собственное. Похоже, достижения человечества в сфере образования явно обошли стороной ряд сетевых атеистов.
И, видимо, не знакомиться с содержанием ресурса, который критикуешь, это очень по-взрослому, ибо никто из нас сограждан не ненавидит, и дело далеко не во вкусах.
Что такое «попы на лямках»? Видать, хотели сказать что-то высокомерно-снисходительное, а сморозили какую-то чушь.
Из приведенного контекста нельзя судить о том, что он имел ввиду «Единое Божество».
Бог есть? А есть ли этому доказательства? Или это простая вера? Вера в религию, но религии ведь использовались(и используются) для управления стадом. А Владимир ведь принял крещение, для получения большей власти. Но естественно, вы начнете говорить, что это вообще не удачный пример и бла-бла-бла.
Уважаемый посетители! Работу сайта пришлось надолго заморозить из-за срочного капитального ремонта. Времени не было вообще. Через две недели я прилетаю с отпуска, выйдет новая статья, и работа сайта возобновится в нормальном режиме. Комментарии будут пропущены, на них будет ответ. Приношу глубокие извинения!
А с ветряными мельницами бороться не надоело? Как мне нравятся запрещальщики. Всё кругом нужно запретить, потому что это зло, порок, разврат!!! Когда же вы, средневековые варвары, поймёте: мир изменился. Он изменился окончательно и бесповоротно. Люди будут слушать рок во всех его проявлениях. Эта музыка ещё будет набирать обороты. Потому что это — единственное, кроме академической музыки, что можно назвать музыкой. Рок и металл — это место импровизации, нестандартному подходу, интересным решениям. Но запрещальщики говорят: это всё антимузыка. А почему? Да потому что я так сказал! Странно, что в статье ни слова про сатану, демонов и прочий ад. А ведь так напрашивается. Статья как под копирку написана с американских статей 80-х, где «сознательные родители» вели самую настоящую войну против рок-музыки, называя её сатанинской. Только эти родители проиграли. Потому что против прогресса переть — всё равно что навстречу поезду бежать. Это бессмысленно, поезд, т.е. прогресс, вас сомнёт. Все эти рассказы про духовность — они замечательны. Но всё это напоминает старую добрую вкусовщину. Раз мне не нравится — это всем должно не нравится. Особенно мне понравилось отсылка автора к собственной молодости, дескать, как я отрывался, но теперь мне всё понятно!!! Я заблуждался и я помогу другим заблудшим душам найти дорогу в этой пелене мрака в виде рока! В общем, и смешно и грустно.
А вам не надоело бороться с мельницами ветряными? Вы же должны понимать, чем больше вы реагируете на их слова, тем сильнее они будут лезть со своим мнением. Этих людей не изменить,да и менять не нужно. Пусть живут в своем мире — спокойном, но скучном, а мы, в свою очередь,будем жить в своем — постоянном беспорядке, но с ощущением свободы. И все счастливы.
«Как мне нравятся запрещальщики. Всё кругом нужно запретить, потому что это зло, порок, разврат!!!»
Я тоже в «восторге» от либеральных обывателей. Наверное, когда по телевизору начнут крутить детскую порнографию, гомосеки будут приглашать на свидание их сыновей, а тяжёлые наркотики будут открыто продаваться на каждом углу, только тогда у них в мозгах что-то зашевелиться, но будет уже слишком поздно. До них станет доходить, что зло и порок должны быть запрещены, как минимум (!), в крайних проявлениях. Они захотят что-то сказать и тут же замолчат, ибо высказывать столь «радикальное» мнение в «свободном» мире дегенеративной либеральной диктатуры весьма чревато.
Гражданская позиция таких, как Вы, у меня ничего, кроме омерзения, не вызывает. Показывают в кинотеатрах жесткое порно в 3D? «Ну и пусть показывают. Наверное, это не очень хорошо, но мне как-то всё равно.» Кто-то выступил против этого? «А тут мне не всё равно! Что они творят?! У нас же свободная страна!» Тот случай, когда слово «быдло» можно употреблять без зазрения совести.
Во-первых, не окончательно, он продолжает меняться и дальше. Во-вторых, то, как именно он будет меняться, во многом зависит от людей, их выбора и действий.
Типичные мысли рок-фаната, притом весьма оптимистические. «Нестандартный подход», говорите? То-то и гляжу, откуда столько сделанного по шаблону и простейшего в плане музыки рока. И ещё такой вопрос: Вы понимаете значение слова «импровизация»? или случайно перепутали рок-музыку с джазом?
Мое личное мнение: пик развития рок-музыки давно прошёл, и какие-то крупные значимые и революционные явления в жанре вряд ли произойдут. Если и буду какие-то «открытия», то сугубо локального характера. Да и мода сейчас на несколько другие музыкальные направления.
Видать, в пылу страстной демагогической речи Вы предпочли забыть одну деталь, а именно – автор своё мнение подкрепляет конкретными аргументами. Сущая мелочь, превращающая эффектное выступление в жалкое и лживое словоблудие.
Больше не нашлось к чему прицепиться и поёрничать? Какая жалость.
Какой ещё прогресс? Что за детские рассуждения? Против родителей была мода, поразившая весь мир, кумиры в зените своей славы и стоящие за кумирами серьёзные деловые люди, организовывавшие последним продажи пластинок, концерты и рекламу. Естественно, родители не обладали сопоставимыми ресурсами и влиянием, чтобы всему этому противостоять.
Про прогресс откровенная чушь. Относительно чего рок-музыка является прогрессом? Относительно академической музыки она – регресс самый настоящий.
До этого было: «я так сказал!», теперь старание всё свети к вкусовщине. Очередное игнорирование доводов, которыми автор подкрепляет своё мнение; ложь и передёргивание.
Нет ничего такого в том, чтобы, имея за плечами негативный опыт, рассказать о нём другим и предостеречь их от подобных ошибок. Однако Вам лишь бы поёрничать. Впрочем, такой смех и такая грусть едва ли должны волновать.